18.11.2020
«Игорь, ты чего плачешь? –
Я родителям говорил, что на дополнительные занятия
ходить не хочу, они меня забрали.
А сейчас говорю, что в школу ходить не хочу,
а они все водят и водят меня сюда…»
Часто можно увидеть ситуацию, когда ребенок месяц на занятия ходит с удовольствием, а после отказывается от них. Родители, думая «ну раз не хочет, зачем заставлять», идут у него на поводу. А в отказе ходить на дополнительные занятия кроются две причины «могу, но не хочу» или «не могу, но хочу».
Сегодня обсудим именно эту
тему, зачем ребенку доводить дела до конца и как научить его преодолевать
трудности.
Волевое желание не
берется из неоткуда, его нужно прививать. Воля дошкольника характеризуется
неустойчивостью и импульсивностью, слабым самоконтролем и непродуманностью. И
чтобы ребенок вырос с точным пониманием того, что для результата нужно
приложить усилия, что трудности нужно преодолевать, что лень – это выбор
человека, то родителям стоит начать формировать у ребенка нужные установки уже
сейчас.
Чтобы это сделать, есть определенный алгоритм.
Для начала представим ситуацию, предшествующую цитате в
самом начале этой статьи. Ребенок 6 лет приходит домой после дополнительных
занятий (будь то центр развития или спортивная секция), и говорит: «Я туда
больше не пойду». Причиной является один ответ: «Не хочу». Что скрывается под
этим?
Первое, что нужно
сделать для того, что научить ребенка преодолевать трудности, это определить
истинную причину его нежелания идти на дополнительные занятия. Какие могут быть
варианты:
- нет
взаимопонимания с педагогом или с детьми;
- нет нужных
навыков;
- у кого-то
получается лучше, поэтому каждый раз ребенок испытывает отрицательные эмоции на
занятии;
- ему действительно неинтересно.
Когда причина выявлена
(поможет наблюдение за ребенком, совместное выполнение задания и доверительная
беседа), следующим шагов будет выбрать правильную реакцию, а именно помочь
справиться с задачей, которую ребенок не может выполнить (исправить, изменить) сам.
Как помочь? Поддержать.
Думая, что ребенку
любые занятия будут даваться легко, родители сами прививают ему установку «если
не получается, брось». Она приведет к развитию? Нет. Фразы «Ты должен» также не
замотивируют ребенка справиться с трудностями. В желании иметь самостоятельного
ребенка, проскальзывают фразы «Решай сам», что не будет являться адекватной
поддержкой.
Каждому человеку нужна
своя поддержка, какая нужна вашему ребенку?
- вместе провести время за выполнением задания, которое дается сложнее всего;
- слова понимания и сочувствия;
- телесный контакт: объятия.
Это лишь малая часть примеров поддержки, которая нужна детям.
Определив и выполнив ее, перейдем к следующим пунктам. Покажите собственным примером, что трудности важны и нужны.
- Расскажите ребенку о том, как вам было сложно в детстве, и как вы справились с этим.
- Чего вам тогда не хватало, о чем жалеете, чего достигли, благодаря трудностям. Что и сейчас вы тоже испытываете сложности, и вы им благодарны, т.к. учитесь чему-то новому и это интересно.
- Объясните, что рядом с результатом всегда должен быть труд.
- Приводите примеры своей семьи и себя, когда что-то получилось только усердием и трудом.
- Рассказывайте сказки о преодолении трудностей, притчи, пословицы и поговорки.
Все эти действия приведут ребенка к развитию воли, самостоятельности, мотивации, желания достигать целей, преодолевать трудности и идти вперед без лени и жалости к себе.
Как же найти баланс
между «идем напролом, сквозь лень» и «заставлять идти туда, где ему неинтересно»?
На самом деле, это просто. Договоритесь с ребенком о промежуточном результате. Это
может быть временной промежуток или определенное действие, после которого нужно
будет спросить ребенка еще раз: «Ты хочешь продолжать ходить на занятия?».
Сделайте акцент на той причине, которую вы вместе выяснили в самом начале:
«Смотри, у тебя появились друзья, у тебя получается лучше, чем тогда. Я горжусь
тобой. Ты справился с первыми трудностями».
Вместе с чувством
завершенности у ребенка (определив промежуточный результат и достигнув его),
ребенок и сам для себя поймет, действительно ему интересно этим заниматься или
он хочет попробовать что-нибудь другое.
Стоит заметить, что
все-таки есть причины, когда не стоит доводить дело до конца, и забрать ребенка
с занятий. Например, неграмотный педагог или плохое отношение к ребенку.
В остальных же случаях,
ваша помощь для осознания ребенком того, что преодоление трудностей это важно и
нужно, будет полезна как и в данный момент, так и в дальнейшем. Желаю вам в
этом успехов!
С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна
Консультации для родителей по предварительной записи у воспитателя или в понедельник и пятницу с 16:40 до 17:40.
Ниже вы можете скачать этот текст.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2020
Дата обновления: 15.01.2021
Дата публикации: 18.11.2020