Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Чувство патриотизма так многогранно по
своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это
и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение
своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства
своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных
тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни
народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем
применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми,
изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что
старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны
часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах
можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о
том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного
возраста. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к
впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь.
Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают
настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои:
Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают
ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает
самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа
свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту
передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку,
ребенок начинает любить то, что любит его народ.
Загадки, пословицы, поговорки – эти
жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них
и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы,
поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река,
лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок
переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое
дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку
своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение
выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи
взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное
характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,
второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких
десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства
безграничной любви к Родине».
Без помощи взрослого детям трудно понять,
что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые
ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает
посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует
его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу
своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них
оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как
готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни,
которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень
важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной
жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать,
что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей
последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому,
детскому саду, затем к городу, ко всей стране.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить
родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку,
потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно
для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия.
Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы
дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания
является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать
профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам,
устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.
Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много
памятников и обелисков на нашей земле.
Любить Родину – это и знать её. Прежде
всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых
подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог
знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство, проявляющееся
каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и
исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же,
как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто
любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может
стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим
глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о
ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества,
бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности
в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника
невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его
личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой
является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Участие в
общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего,
заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду
и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок
должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для
пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно
имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет
прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
04.10.2021
Просмотров всего: , сегодня: