Рабочая программа коррекционной работы в условиях логопункта 541 на сайт

СОДЕРЖАНИЕ

1.
1.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации образовательного модуля
1.1.2. Принципы и подходы реализации образовательного модуля
1.1.3. Психолого-педагогические условия реализации коррекционноразвивающей деятельности
1.1.4. Значимые характеристики особенностей речевого развития детей,
имеющих нарушение речи
1.2.
Планируемый результат освоения программы

3
3
4
5
7
8
11
14
14
16

2.5.
2.6.

Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности
Формы, способы, методы и средства коррекционно-развивающей
деятельности
Коррекционно-развивающая работа
(Перспективное тематическое планирование по формированию,
фонетической стороны речи, лексико-грамматических средств
языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи
для детей с нарушениями речи)
Способы поддержки детской инициативы в освоении
образовательной программы
Взаимодействие учителя–логопеда с родителями
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами ДОУ

3.
3.1.
3.2.
3.3.

Организационный раздел
Описание материально-технического обеспечения
Распределение коррекционной работы в режиме дня
Развивающая предметно-пространственная среда

19
20
21
21

Приложение

23

2.
2.1.
2.2.
2.3

2.4

17

18
19
19

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего
дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, разработана на основе
Основной общеобразовательной программы МАДОУ – детский сад № 541 и в
соответствии со следующими нормативными документами:

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».

Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад № 541.
Модернизация дошкольного образования предусматривает комплексное,
всестороннее, обновление всех звеньев образовательной системы и построение
ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. Эти изменения касаются вопросов
организации, технологий и содержания образовательной деятельности.
Являясь структурным компонентом основной образовательной программы
ДОУ, коррекционная работа по преодолению речевых нарушений должна быть
направлена
на
формирование
социально-нормативных
возрастных
характеристик возможных достижений ребенка как предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Профессиональная деятельность учителя–логопеда ДОУ направлена на
оказание своевременной коррекционно–педагогической помощи детям с
различными видами речевых нарушений.
В основе определения объема и содержания образования, форм организации
образовательного процесса лежит знание педагогических характеристик детей
старшего дошкольного возраста, описанной авторами программы «От рождения
до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др., а также, представления о речевой
деятельности детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи
авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Туманова.
В предлагаемой программе не только определены коррекционные задачи и
основные направления работы учителя–логопеда в ДОУ с детьми, имеющими
нарушения речи, описаны условия и средства формирования фонетико–
фонематической, лексико–грамматической сторон и связной речи, обучения
3

элементам грамоты, но и подробно показана организация комплексного
взаимодействия в коррекционной образовательной деятельности всех
участников образовательного процесса в ДОУ.
Программа поможет учителю-логопеду более четко, последовательно и
системно организовать коррекционную деятельность с детьми старшего
дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, интегрировать ее в
непосредственную образовательную деятельность, в самостоятельную
деятельность детей, в работу с родителями, обеспечив единое коррекционное
пространство, организацию эффективного комплексного взаимодействия в
коррекционной деятельности всех участников образовательного процесса в
ДОУ.
Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом
особенностей речевого и общего развития детей с речевой патологией,
предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную
коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
1.1.1. Цели и задачи реализации образовательного модуля.
Программа направлена на:
 создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
 на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
4

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы реализации образовательного модуля.
РП строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных
в ФГОС ДО:
 полноценное
проживание
ребенком
дошкольного
детства,
обогащение детского развития;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет
активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 сотрудничество МАДОУ с семьями;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
 формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
 учет этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание РП направлено на реализацию следующих принципов
воспитания и обучения детей с нарушением речи:
1. Системности – опора на представление о речи как о сложной
функциональной системе, cтруктурные компоненты которой находятся в тесном
взаимодействии.
2. Развития – выделение в процессе коррекционной работы тех задач,
трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Комплексности – опора на взаимосвязь всех специалистов МБДОУ,
полное взаимодействие и преемственность специалистов и родителей.
4. Доступности – построение обучения дошкольников на уровне их
5

реальных учебных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются
подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарногигиеническими нормами. Языковые средства, используемые на занятиях,
отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных
возможностей детей, в рамках зоны ближайшего развития ребенка. Таким
образом, активизируются интеллектуальное и личностное развитие
дошкольников.
5. Последовательности и концентричности – усвоение знаний предполагает
такой подбор учебного материала, когда между составными частями его
существует логическая связь, последующий материал опирается на предыдущий.
Концентрированное изучение материала служит средством установления тесных
связей между специалистами. В результате использования единой темы на
занятиях логопеда, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно
усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию
высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
6. Коррекции и компенсации, позволяющих определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности
речевых нарушений.
7. Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность,
стимулирующий психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в
речевом развитии.
8. Индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка.
9. Признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса.
10. Поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка.
11. Конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей.
1.1.3. Психолого-педагогические условия реализации коррекционноразвивающей деятельности.
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;

6

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях через:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в
том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со
взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его
индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого
ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
1.1.4. Значимые характеристики особенностей речевого развития
детей, имеющих нарушение речи
РП предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет с нарушениями
речи.
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. Речевая
недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия
речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми
заключениями:
 фонетическое недоразвитие речи;
 фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
 общее недоразвитие речи I-II уровня;
 общее недоразвитие речи III уровня;
Фонетическое недоразвитие речи
7

Признаком фонематического недоразвития (далее ФНР) является
незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность
звуков выражается в следующем:
 замены звуков более простыми по артикуляции: звонкие-глухими, шипящих
и свистящих - взрывными т.д.;
 неустойчивое употребление звуков;
 сочетание с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может
произноситься искаженно и в тоже время смешиваться с другими звуками
или опускаться;
 ошибки при произнесении многосложных слов и слов со стечением
согласных;
 смазанность речи, сжатая артикуляция;
 недостаточность слухового восприятия;
 ошибки при формировании грамматического строя речи;
 задержка лексико-грамматического развития;
 ошибки при согласовании прилагательных и числительных с
существительными;
 ошибки в употреблении предлогов и в падежных окончаниях;
 затруднения при анализе звукового состава слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) – нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем (Волкова Л.С.) К этой категории относятся дети с
нормальным слухом и интеллектом. У детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием наблюдается общая «смазанность» речи, неточная артикуляция,
недостаточная выразительность и четкость речи. Наличие неврологической
симптоматики обуславливает сложные нарушения звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения с трудом поддаются коррекции, отрицательно
влияют на формирование фонематических процессов и развитие лексикограмматических категорий. Трудности в преодолении речевых расстройств
увеличивают сроки коррекционного обучения. Требуется ранее выявление
речевой патологии и создание условий для коррекционной работы с детьми 4-7
лет.
Настоящее время научно доказано, что логопедическую работу с детьми
надо начинать в раннем дошкольном возрасте. Количество детей, имеющих
отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Именно эти дети попадают в
основную группу риска по школьной неуспеваемости при овладении навыками
чтения и письма. Главная причина возникновения дислексии и дисграфии –
недостатки в развитии фонематических процессов. Звуко-буквенный анализ и
синтез основывается на правильно сформированных, дифференцированных
представлениях о фонетическом составе слова. В свою очередь умение
анализировать звуковой состав слова, тесно связано с процессом формирования
8

слухо-речевого взаимодействия, которое выражается в способности к
правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Недостатки произношения часто являются индикатором недостаточной
готовности к усвоению навыков звуко- буквенного анализа.
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) рассматривается как системное
нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых
у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и
сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться
от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина
Р.Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития,
отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР
(Филичева Т.Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Пассивный словарь шире
активного, однако, понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь
почти полностью отсутствует. Высказывания сопровождаются жестами и
мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же
лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений,
действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и
наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически
отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени,
рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер.
Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена
способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность
ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной
предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений,
союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка
уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются
грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует
согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение
падежных форм и т.д. Понимание обращенной речи значительно развивается,
хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и
глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых,
растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков
цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры
и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической
9

стороны речи (большое количество несформированных звуков). Произношение
звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым
анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже
предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи.
При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений
слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании
прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные
аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает
ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены
могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в
искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится
произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять
трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом
потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное
понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности
развития сенсомоторных, высших психических функций, психической
активности, которые следует учитывать в индивидуальной работе.
1.2. Планируемый результат освоения программы.
В итоге проведенной логопедической работы дети с ФФНР должны
научиться:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
 четко дифференцировать все изученные звуки;
 различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук»,
«звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 производить элементарный звуковой анализ и синтез;
 читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
 отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам
и пересказывать их;
 выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного
слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил.
В итоге проведенной логопедической работы дети с ОНР I-II уровня
должны научиться:
 соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным
назначением;
 узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
10

 сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым
признакам;
 понимать простые грамматические категории: единственного и
множественного числа существительных, повелительного и изъявительного
наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и
винительного падежей, некоторых простых предлогов;
 фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н],
[к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
 воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную
структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
 правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные
окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
 общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые
нераспространенные предложения.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется
понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
В итоге логопедической работы дети с ОНР III уровня должны
научиться:
 понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы;
 фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
 правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
 пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
 владеть элементарными навыками пересказа;
 владеть навыками диалогической речи;
 владеть
навыками
словообразования:
продуцировать
названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и
глаголов,
уменьшительно-ласкательных
и
увеличительных
форм
существительных и проч.;
 грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии
с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны
проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги —
употребляться адекватно;
 использовать в спонтанном общении слова различных лексикограмматических категорий (существительных, глаголов, наречий,
прилагательных, местоимений и т. д.);
 владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых
букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
К концу учебного года дети средней группы должны уметь:
 различать на слух неречевые звуки;
 выделять первый гласный звук в слове;
11

 активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние
(сердитый, печальный), понимать и использовать общеупотребительные
слова –антонимы;
 называть предметную картинку;
 подбирать действия к предмету, изображенному на картинке;
 образовывать
формы
единственного
и
множественного
числа
существительных в И.п.;
 согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе;
 образовывать уменьшительно- ласкательные формы существительных;
 проявлять интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи
окружающих.
К концу учебного года дети старшей группы должны уметь:
 определить наличие звука в слове;
 давать характеристику звука (согласный или гласный);
 определить место звука в слове;
 выделить гласный звук в слове;
 определить количество гласных в слове, количество слогов;
 определить количество слов в простом распространенном предложении без
предлога;
 выделить главное в сюжетной картинке;
 рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью взрослого.
К концу учебного года дети подготовительной группы должны уметь:
 правильно произносить все звуки речи;
 определять наличие звука в слове;
 характеризовать звук с определением твердости- мягкости, звонкостиглухости;
 определять место звука, количество и порядок звуков в словах из трехчетырех слогов;
 выполнять инструкции по преобразованию и конструированию слов из
звуков, слогов;
 логично, последовательно, точно и выразительно пересказывать короткие
литературные произведения;
 самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным
картинкам и сериям сюжетных картин;
 организовывать рабочее место, ориентироваться на странице тетради.
В результате успешной коррекционно-логопедической работы дети
должны:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и формах
речи.
2. Четко дифференцировать все изученные звуки.
3. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в
слове.
4. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
12

5. самостоятельной речи.
6. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными
7. предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
8. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к
9. текстам и пересказывать их.
10. Производить элементарный звуковой анализ и синтез.
11. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе,

чтении стихов.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др., способен выбирать себе род занятий, участников
по совместной
деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить
конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями. Может контролировать свои движения и управлять
ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
13

принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к
условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
2. Содержательный раздел
В связи с имеющейся долей воспитанников с недостатками речевого
развития в МБДОУ возникла необходимость в создании воспитательной среды,
которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых
возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом
развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции
речи и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Достижение
цели
обеспечивается
постановкой
широкого
круга
образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач,
решение которых осуществляется на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, а так же созданием единого речевого режима в детском саду (контроль
за речью детей в течение дня).
Основная цель коррекционной работы с детьми: обеспечение равных
стартовых возможностей детей в освоении программ начального общего
образования, на основе практико-ориентированного взаимодействия с семьями
воспитанников для обеспечения полноценного, развития детей, выработки
компетентной позиции по отношению к процессу развития собственного
ребенка.
Реализация коррекционных задач воспитателями и специалистами
МБДОУ в процессе освоения содержания образовательных областей.
Физическое
- Углубление и расширение знаний о гигиене органов
развитие
речедвигательного аппарата;
-Укрепление мыщц лица.
- Развитие оптико-пространственных представлений и
ориентировок;
- Развитие координации движений и мелкой моторики;
- Использование психогимнастики с целью коррекции
психических процессов детей с нарушениями речи;
- Закрепление правильно произносимых звуков в
подвижных играх с самостоятельным речевым
сопровождением;
- Соблюдение оптимального двигательного режима.

14

Познавательное
развитие

- Развитие мелкой моторики;
- Обогащение лексики;
-Углубление
и
расширение
реалистических
представлений о труде взрослых.
- Обогащение лексики;
-Углубление
и
расширение
реалистических
представлений о мире;
-Развитие связной речи с опорой на личный опыт;
-Развитие и активизация основных психических
процессов;
-Развитие мелкой моторики.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Социально- Активизация словаря в процессе организации разных
коммуникативное видов игр;
развитие
- Развитие связной речи, диалогической речи;
- Расширение представлений о нормах и правилах
общения
Углубление
и
расширение
реалистических
представлений
об
основах
безопасной
жизнедеятельности в процессе изучения лексических
тем, знаний о возможных травмирующих ситуациях
органов слуха и речи.
Речевое развитие - Развитие лексико-грамматической стороны речи;
-Развитие умения самостоятельно высказываться;
-Развитие диалогической, монологической речи;
-Создание оптимальных условий для реализации
коммуникативной стороны речи детей.
Художественно- Углубление
и
расширение
реалистических
эстетическое
представлений о мире в процессе чтения литературных
развитие
произведений;
- Обогащение лексики; осознание языковых средств
выразительности
- Использование художественного
речевого материала для
закрепления навыков
звукопроизношения….
Развитие:
-мелкой моторики;
-зрительно-пространственного восприятия;
-внимания, мышления;
-сенсорного восприятия;
-умения отображать в речи свои действия
- Развитие слухового внимания и слуховой памяти;
- Развитие оптико-пространственных представлений
зрительных ориентировок;
15

- Развитие координации движений;
- Воспитание темпа и ритма дыхания и речи; орального
праксиса;
фонематического слуха;
-активизация словаря.

Психолого-педагогическая работа с детьми с недостатками речевого
развития
Этапы работы:
1. диагностическая – наблюдение и педагогический контроль за состоянием
речи детей, раннее распознавание и выявление недостатков в ее развитии;
2. профилактическая – педагогическая помощь, а также помощь учителялогопеда воспитанникам МБДОУ в нормальном речевом развитии;
3. коррекционная – своевременное полное или частичное устранение
(сглаживание) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
Диагностическая работа
Диагностическая работа педагога – средство выявления особенностей и
трудностей в речевом развитии ребенка.
Алгоритм:
1. изучение уровня и динамики речевого развития воспитанников,
2. выделение детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с
негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии,
3. квалификация вида речевых недостатков, установление их возможных
причин,
4. составление групповой и индивидуальной речевой работы с детьми
профилактической и (или) коррекционно-развивающей направленности.
Профилактическая работа
Профилактическая определена как предупреждение с помощью
педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и
проведение мероприятий психогигиенической направленности:
1. охрана нервно-психического и физического здоровья детей,
2. обеспечение
спокойной,
доброжелательной
атмосферы
жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей
среды и предупреждение стрессовых для ребенка внешних воздействий,
16

3. раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в
состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые
сказываются на развитии речи,
4. подготовка детей к возможным трудностям на этапе школьного старта.
Систематическое, четко организованное наблюдение педагога за ходом
развития речи детей и специальные диагностические процедуры помогают
своевременно выявить детей, которым свойственны недостатки в речевом
развитии.
- формирование правильного звукопроизношения;
- совершенствование фонематических представлений, формирование
умений в звуковом анализе и синтезе;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- расширение и активизация словарного запаса.
В зависимости от выраженности недостатков в речевом развитии
воспитатель выбирает одну из четырех возможных стратегий:
1. самостоятельно оказывает коррекционно-речевую помощь детям,
2. после
консультации логопеда проводит коррекционно-речевые
мероприятия по его рекомендациям,
3. рекомендует родителям систематические занятия со специалистом,
оказывая всемерную коррекционно-речевую поддержку ребенку в период таких
занятий и закрепляя их результаты,
4. рекомендует родителям обратиться в центр психолого-педагогического
консультирования для выбора адекватной возможностям и потребностям
развития ребенка образовательной программы.
По данным изучения речи воспитанников, воспитатель определяет
конечные цели и задачи коррекционно-речевого воздействия применительно к
каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных картах развития. Так,
воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут
быть решены:
1. в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий,
2. в совместной образовательной деятельности взрослого с детьми в
режимных моментах.
В ходе образовательного процесса организуются индивидуальные и
подгрупповые коррекционно-ориентированные формы работы с детьми,
имеющими недостатки в речевом развитии:
1. артикуляционные, дыхательные, пальчиковые гимнастики, игры и
упражнения,
2. специальные дидактические и развивающие игры,
3. занимательные упражнения,
4. беседы,
5. совместные практические действия,
6. наблюдения,
7. экскурсии,
8. методически продуманные поручения и трудовые задания детям и др.
17

2.1. Описание коррекционно-образовательной деятельности
Рабочая программа определяет основные коррекционно-развивающие
технологии и концептуальные подходы следующих данных программ:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова
Т.В. М.: Просвещение, 2009;
3. «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей
работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет»
(автор Н. В. Нищева).
Содержание образовательной деятельности в соответствии с целями и
задачами образовательной области «речевое развитие» (см. ФГОС ДО)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным
направлениям:
 развитие артикуляционного и голосового аппарата;
 развитие просодической стороны речи;
 формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
 формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
 развитие диалогичекой и монологической речи.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на
логопедическом пункте МБДОУ конкретизируется в соответствии с категориями
воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонетикофонематическое, общее недоразвитие речи. Коррекционно-развивающая работа
обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении
содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях
дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию
коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным
воспитанником включает те направления, которые соответствуют структуре его
речевого нарушения.
Нарушение устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое
- Коррекция звукопроизношения
недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое - Развитие фонематического восприятия
недоразвитие речи
- Совершенствование слоговой структуры слова
- Коррекция звукопроизношения
18

Общее недоразвитие речи

- Обогащение словаря
- Совершенствование грамматического строя
- Развитие связной речи
- Развитие фонематического восприятия
- Совершенствование слоговой структуры слова
- Коррекция звукопроизношения
На начало учебного учебного года на логопедическом пункте МАДОУ
утвержден список детей с речевыми заключениями. Количественные показатели
представлены в Приложении № 1.
2.2. Формы, способы, методы и средства коррекционно-развивающей
деятельности
Основными формами работы в дошкольном образовательном учреждении
для детей данной категории являются:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и
фольклора, конструирования, двигательной формы активности ребенка) с
квалифицированной коррекцией недостатков в речевом развитии детей;
- образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков
речевого развития детей, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с нарушением речи.
Основными формами организации логопедической работы являются
индивидуальные и групповые занятия, количество и продолжительность
которых зависит от психофизических и возрастных особенностей ребенка (от 15
до 25 минут не менее 2 – 3 раз в неделю с каждым ребенком).
Индивидуальные. Основная цель - отработка с ребенком комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, уточнение артикуляции правильно
произносимых звуков, вызывание и постановка отсутствующих звуков или
коррекция искаженных звуков, автоматизация их в речи, дифференциация со
сходными по артикуляционным и акустическим признакам звуками, развитие
слухового внимания и памяти.
Подгрупповые. Основная цель - первоначальное закрепление
поставленных звуков в различных фонетических условиях, расширение
лексического запаса и закрепление навыков использования доступных возрасту
грамматических категорий. Подготовка к звуковому анализу и синтезу слов,
состоящих из правильно произносимых звуков.
Подгруппы формируются с учетом тяжести проявлений речевого
расстройства, а также уровнем сформированности знаний, умений и навыков
детей. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий 2-3 ребёнка
объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.
19

Состав подгрупп является открытой системой, меняется в зависимости от
динамики достижений в коррекции произношения.
При комплектовании подгрупп учитывается не только структура речевого
нарушения, но психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка,
уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом
психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их
структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и
здоровья воспитанников в образовательном процессе.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является
применение
современных
коррекционно-логопедических
технологий,
направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с
речью процессы:
 игровых технологий в логопедической коррекции;
 технологии речедвигательной ритмики;
 информационно-коммуникационных технологий;
 здоровьесберегающих технологий;
 технологии логопедического массажа.

Сроки

2.3. Коррекционно-развивающая работа
График организации образовательного процесса
Содержание работы

1 - 15 сентября

Обследование детей.
Заполнение речевых карт, индивидуальнообразовательных маршрутов.

15 сентября –15 мая

Подгрупповые и индивидуальные занятия по
расписанию

25 - 30 декабря

Мониторинговое обследование речи детей

15 мая– 30 июня

Мониторинговое обследование речи детей
Заполнение документации
Индивидуальные занятия
Подготовка программно- методического обеспечения
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей
работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики
обучения детей на логопедическом пункте современные методические
разработки, в том числе А.Я. Мухиной, А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить
дифференцированный
подход
к
коррекции
речевых
нарушений,
индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить
индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и
20

структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития,
микросоциальных условий жизни воспитанника.
В логопедическом кабинете создаётся коррекционно-развивающая среда с
учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарногигиенических требований.
На логопедических занятиях решаются не только специфические задачи по
развитию речевых процессов, но и такие задачи как:
 развитие мотивации к обучению;
 профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению
грамоте;
 развитие самоконтроля за своей речью;
 развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
речевой функции: зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия,
сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, нагляднообразного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации детей
с речевым нарушениями к условиям школьного обучения.
2.4. Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной
программы
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка является главным условием развития и поддержки детской
инициативы.
Сферы инициативы
Способы поддержки детской
инициативы
- поддержка спонтанной игры детей, ее
Творческая
инициатива
(включенность в сюжетную игру как обогащение, обеспечение
игрового
основную творческую деятельность времени и пространства;
ребенка,
где
развиваются
- поддержка самостоятельности детей
воображение, образное мышление)
в специфических для них видах
деятельности
- недирективная помощь детям,
Инициатива как целеполагание
и волевое усилие (включенность в поддержка детской самостоятельности в
разные
виды
продуктивной разных видах
изобразительной,
деятельности - рисование, лепку, проектной,
конструктивной
конструирование,
требующие деятельности;
усилий
по
преодолению
- создание условий для свободного
"сопротивления" материала, где выбора
детьми
деятельности,
развиваются
произвольность, участников совместной деятельности,
планирующая функция речи)
материалов
Коммуникативная инициатива поддержка взрослыми положительного,
(включенность
ребенка
во доброжелательного отношения детей
взаимодействие со сверстниками,
21

где
развиваются
эмпатия, друг к другу и взаимодействия детей друг
коммуникативная функция речи)
с другом в разных видах деятельности;
- установление правил поведения и
взаимодействия в разных ситуациях
познавательная инициатива - - создание условий для принятия детьми
любознательность (включенность в решений, выражения своих чувств и
экспериментирование,
простую мыслей;
познавательно-исследовательскую
- создание условий для свободного
деятельность,
где
развиваются выбора
детьми
деятельности,
способности
устанавливать участников совместной деятельности,
пространственно-временные,
материалов
причинно
следственные
и
родовидовые отношения)
2.5. Взаимодействие учителя–логопеда с родителями
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое
консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с
запросом
родителей или педагогов с
обязательной разработкой
соответствующих рекомендаций, обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания,
коррекции,
развития
и
социализации
воспитанников.
Информационно–просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Консультации по запросу проводятся
учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников, которые не
посещают логопедический пункт. Курс вопросов касается профилактики
нарушений устной и письменной речи, дифференциации возрастного и
индивидуального развития речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по
развитию детской речи.
Консультативная деятельность с родителями детей МАДОУ – д/с № 541
представлена в Приложении № 2.
2.6. Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами ДОУ
Консультирование педагогов проводится в индивидуальной или
групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с
конкретным воспитанником и его семьей
Консультативная деятельность с педагогами МАДОУ – д/с № 541
представлена в Приложении № 3.

22

3. Организационный раздел
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется
чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,
правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и
преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса:
логопеда, родителя и воспитателя.
3.1 Описание материально-технического обеспечения
В кабинете представлены центры речевого, креативного, моторного и
конструктивного развития.
Оборудование:
 компьютер и авторские компьютерные игры;
 пузырьковые игры;
 подвесные модули для развития физиологического дыхания;
 дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития
направленной воздушной струи;
 специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития
мелкой моторики;
 детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные
мячики, массажные коврики;
Учебная литература
 Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.- СПб.: Литера, 2009.
 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. –
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 1). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 2). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 3). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 4). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
 Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 1997.
 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
 Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. – СПб., 2002.
Методическая литература
 Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста.- М.: Айрис- Пресс, 2007.
23

 Афонькина Ю.А. Технология деятельности учителя- логопеда на
логопункте ДОУ.- М.: Аркти, 2012
 Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. -М.: ТЦ Сфера,
2009.
 Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
– М., 2005.
 Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1.- М..:
Школьная Пресса, 2005.
 Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 2.- М..:
Школьная Пресса, 2005.
 Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста.- СПб. :Питер, 2014.
 Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. - М.:
Творческий центр, 2007
3.2 Распределение коррекционной работы в режиме дня
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется
чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,
правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и
преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса:
учителя-логопеда, родителей и воспитателей.
Данная РП разработана для реализации в условиях логопедического
пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании
непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено
специального времени для проведения фронтальной деятельности
учителя-логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с
15 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно
образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учительлогопед берёт детей на свои занятия в любое время, кроме физкультурных
и музыкальных занятий.
Длительность индивидуального занятия в средней группе 15 минут,
подгруппового - 20 минут, в старшей группе: индивидуальное - 15минут,
подгрупповое – 20 минут. В подготовительной группе - 20 минут
индивидуальное и подгрупповое занятие. Занятия проводятся в первой и
второй половине дня.
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие
мероприятия с детьми, имеющими нарушение речи представлены в
Приложении № 5.
Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей
может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования ребенка
учителем-логопедом совместно со специалистами и на психолого-медикопедагогических консилиумах, которые обязательно проводится в
середине и в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику
индивидуального развития каждого воспитанника.
24

3.3 Развивающая предметно-пространственная среда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с
Программой должны обеспечивать:
 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность детей, экспериментирование с доступными детям
материалами;
 двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
 возможность самовыражения детей.
Правильно
организованная
предметно-пространственная
развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для
успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в
речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не
только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности,
стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности,
инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а
значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким
образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении
наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под
наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, уравновешивает
эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному
благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных
составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок
скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и
богатство
впечатлений
способствует
эмоциональному
и
интеллектуальному развитию. В оформлении логопедического кабинета
использованы мягкие пастельные цвета, в нежно-зеленой гамме, - именно
эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию.
Продумано дополнительное освещение над рабочим столом. Центры и
оснащенность описаны в паспорте кабинета.
Каталог средств обучения указывается в паспорте логопедического
кабинета. Подбор средств обучения осуществляется логопедом
самостоятельно с учетом СанПинов, возрастных возможностей
дошкольников, структуры речевого нарушения.

25

4. Приложения
Приложение № 1:
Количественные показатели списка детей с речевыми заключениями,
утвержденного на логопедическом пункте МАДОУ
№
п/п
1

3

4

Возрастная
группа
Старшая

Речевое
заключение
ФФНР
ОНР III уровня
ВТНР
ОНР-Iуровня,
дизартрия
Подготовите ФФНР
льная
ОНР III уровня
ВТНР
ОНР-Iуровня,
дизартрия
Всего детей

Количество
детей
21
2
1

Мальчиков Девочек
10
2
-

11
1

15
1
-

10
1
-

5
-

40

23

17

26

Приложение № 2:
Консультативная деятельность с родителями детей МАОУ – д/с № 541
Мероприятия
1 Результаты обследования речи детей
МАДОУ
2. Особенности речевого развития ребенка.

3. Динамика развития речи ребенка в
результате коррекционной работы.
4. Результаты коррекционной работы
5. Развитие речи детей раннего возраста
6. Обновление информации в папках
«Логопед советует»

Сроки
исполнения
Сентябрь,
октябрь
Сентябрь,
октябрь,
февраль,
март
В течение
всего
учебного
года
Декабрь
май
декабрь

Форма
проведения
консультация
консультация

консультация

консультация
Родительское
собрание по
плану МАДОУ

Сентябрь,
декабрь,
март

7. Профилактика дисграфии у детейлогопатов.

Март

консультация

8. Речевая готовность ребенка к школе

Май

Родительское
собрание по
плану МАДОУ

27

Приложение № 3:
Консультативная деятельность с педагогами МАДОУ – д/с № 541
Мероприятия
1. Ознакомить педагогов с
результатами логопедического
обследования детей
подготовительных, старших,
средних групп.
2. Информировать воспитателей о
динамике коррекционной работы с
детьми.

Сроки исполнения

Форма проведения

3-я неделя сентября

Консультации ; ППк

3-я неделя января;
Беседа.Консультация.
3-я неделя мая;
Демонстрация
по запросу педагога. тетрадей.

3. Присутствовать во время
образовательной деятельности в
режимных моментах и свободной
деятельности группы с целью
проверки речевых возможностей
детей, имеющих дефектную речь,
в групповых условиях с
последующим обсуждением
речевого поведения детейлогопатов.

Старшая гр.№ 6 –1я нед.октября;
Старшая гр.№ 9 -2-я
нед. Октября;
Старшая гр. № 10 –
3-я нед. Октября;
Подготовит.гр.№1
4-я нед. Октября;
Подготовит.гр.№8
1-я нед.ноября.

4. Приглашать воспитателей на
логопедические занятия для
знакомства с основными
принципами и приемами
логопедической работы

В течение года на
этапах
автоматизации
звуков у детей с
недостаточной
динамикой
коррекции
звукопроизношения.
При завершении
логопедических
занятий

5. Инструктировать воспитателей
о приемах доведения достигнутых
навыков до полной автоматизации
в условиях группы.
6. Посещать утренники,
развлечения и др. массовые
мероприятия с целью изучения
речевого поведения детейлогопатов.

Образовательная
деятельность в
режимных моментах
и свободной
деятельности.

Открытые
логопедические
занятия.

Индивидуальная
консультация в
форме рекомендаций.

По плану МАДОУ –
д/с № 541

28

7. Консультировать воспитателей
по вопросам:
- методика проведения
артикуляционной гимнастики
- развитие фонематического слуха
- формирование слухового анализа
- выполнение домашнего задания
по логопедии
8. Помогать воспитателям в
организации речевых зарядок, в
подборе игр для развития речи.

Подготовит. группы
– октябрь;
старшие гр. –
консультации
ноябрь;
Средние гр. –
декабрь;
Младшие гр. –
февраль.
В течение учебного консультации
года

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».