1 СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной программы 1.1.3. Значимые характеристики для разработки дополнительной программы. 1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной программы 3 5 5 8 14 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 14 2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, методов и средств реализации дополнительной программы 14 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ 16 3.1. Описание материально-технического дополнительной программы обеспечения 3.2 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания дополнительной программы 16 17 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет «Говоруша» (далее по тексту Программа) – учебнометодический документ образовательного учреждения, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей от 3 до 8 лет в речевом, социально-коммуникативном развитии. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами, потребностями, способностями, инициативами воспитанников, мнения родителей (законных представителей) воспитанников и других заинтересованных сторон. Кроме того, Программа адаптируется под потребности психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, мнение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Это важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Чем раньше начать работу по речевому, коммуникативному развитию у дошкольников, тем она эффективнее. Причина создания платной услуги дополнительного образования «Говоруша» возникла в результате логопедического обследования детей с младших групп, которое показало: отсутствие фразовой речи (в отдельных случаях - аграмматичная элементарная фраза из двух слов, выражающая требование); скудный активный словарь, не соответствующий возрасту; отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов; активное использование в речи жестов и мимики; несформированность ритмической структуры слова (часто произнесение вместо целого слова лишь ударного слога либо смещение ударения); 3 несформированность многих артикуляционных укладов (включая нередко отсутствие звуков раннего онтогенеза); наличие в речи ребенка слов-заменителей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говоруша» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 38 лет. Актуальность программы заключается в следующем: У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, дети более младших возрастных групп не всегда охватываются работой по развитию речевой, коммуникативной деятельности. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Возникает необходимость оказывать помощь детям дошкольного возраста в форме дополнительного образования. Такая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими. В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами, проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. Учитывая возрастные особенности дошкольников, основной акцент в работе сделан на применении игровых методов, широкое использование наглядных средств, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия. В ходе проведения занятий с детьми, предусмотрено выполнение следующих 4 заданий: систематическое повторение комплекса артикуляторной гимнастики, повторение слоговых рядов, слов, чистоговорок, заучивание стихов, составление рассказов на стадии автоматизации звука. Предлагаются задания на развитие графических навыков (обводка, штриховка). 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы Цель: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения. Совершенствование артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата. 3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков). 4. Развивать мелкую моторику. 5. Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие, фонематический слух. 6. Способствовать развитию правильного, физиологического и речевого дыхания. 1.1.2. Принципы Программы: Принцип системности и преемственности. В процессе овладения речевыми и коммуникативными компетенциями дети получают и накапливают знания, умения, навыки, и важно, чтобы это не представляло хаотичный набор, а носило системный характер. Принцип природосообразности. Педагогические технологии должны соответствовать возрасту детей, уровню их развития, этапу обучения и изучаемым темам. Этот принцип связан с принципом синсетивности, который предполагает учет особенностей каждого возрастного этапа, чтобы при освоении речевых и коммуникативных эталонов была наибольшая восприимчивость. Принцип индивидуальности. Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к речевому и коммуникативному развитию детей, который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями, способностями и половой принадлежностью детей. Принцип вариативности. Использование в качестве дидактических единиц разнообразного стимулирующего материала (мнемотаблицы, звуковые дорожки, картинки). Необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов, содержания работы. На этом принципе должна быть основана и деятельность педагога, который по предлагаемому алгоритму и методическим разработкам может составлять свой модуль образовательного процесса с учетом исходных педагогических условий. 5 Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и речевого развития воспитанников. Перспективность заключается еще в том, что материал, осваиваемый детьми не только актуален в настоящем, но и предполагает дальнейшее его активное использование, поскольку образовательные комплексы построены по принципу усложнения. Принцип содеятельности и сотворчества. Необходима совместная творческая деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями. В совместной работе дети учатся учитывать мнение других, оказывать другим помощь в сложных ситуациях. В совместной деятельности и творчестве становится возможным проведение коррекционных мероприятий, направленных на отработку отдельных приемов. Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп, характер, форму организации детей, дидактический материал. Особенно если это касается работы с детьми раннего возраста. В этом возрасте внимание у детей слабое, они быстро утомляются, поэтому целесообразно делать комплекс динамичным. Принцип толерантности. Требуется воспитывать у детей уважение к традициям других культур, народов, наций, знакомить их с мировым изобразительным и монументально-декоративным искусством. Методологические подходы к формированию Программы: личностно-развивающий подход, который предусматривает организацию образовательной деятельности с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий: - в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации; - организация воспитательного процесса основывается на субъектсубъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения; - воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач; - воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, 6 событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; - задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин); - личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог видит свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми: любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии; - индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и прочее), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания; - проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения по основным направлениям (которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка. 7 1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 3-4 года Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Развитие речи Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со сверстниками и взрослыми, подсказывать детям образцы обращения, помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом в быту и самостоятельных играх. Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т.п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке. Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце; стул — табурет — скамеечка; шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б; т — д; к — г; ф — в; т — с; з — ц). 8 Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Учить детей получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра). Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего. Помогать доброжелательно общаться друг с другом, напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Учить интересно рассказывать, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок. 4-5 лет Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Развитие речи. Развивающая речевая среда. Удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. В уголок «интересных вещей» вносить наборы картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг; предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т.п. 9 Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится). Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движение (бежит, мчится). Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.). Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (спун, притолстился, не рассмешливливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова. Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Учить правильно употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао). Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 10 Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение 5-6 лет Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Развитие речи. Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные 11 по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. 6-7 лет Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Развитие речи. Развивающая речевая среда. Совершенствовать речь как средство общения. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. 12 Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности суждений. Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Помогать осваивать формы речевого этикета. Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.). Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). 13 Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. 1.1.4. Планируемые результаты освоения Программы В результате успешного освоения программного содержания у детей будут сформированы: -правильный артикуляторный уклад звука, отсутствующих/дефектно произносимого; -навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления; -навыки слогового анализа и синтеза; -представления об акустических и артикуляторных характеристиках речевых звуков. Будут развиты: - слуховое восприятие и слухо-речевая память; - общие речевые умения и навыки (речевое дыхания, навыки дикции, интонационное оформление речи); - словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания; - навыки коммуникативной деятельность во взаимодействии с педагогом и сверстниками; - интерес к изучению различных языковых явлений II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, методов и средств реализации дополнительной программы Срок реализации программы - 1 год. Для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет. На обучение по программе принимаются все желающие. Объем программы рассчитан на 72 занятий (с сентября по май) 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц. Продолжительность занятия – 30 минут Количество детей – 15 Форма организации детей - фронтальная Каждое занятие включает в себя следующие элементы: 1. Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции. 2. Дыхательные и фонопедические упражнения. 3. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти. 14 4. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, акваигры и др.) 5. Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. 6.Лексико-грамматические упражнения. Учебный план Разделы программы Общее количество часов Лексико-грамматические представления и развитие связной речи 36 Звуковая культура речи и обучение грамоте 36 Итого 72 Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы. В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем программы. Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу, инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж, анализ артикуляторных и акустических характеристик звука, звукового/слогового состава слова. Наглядные методы активное использование данной группы методов во многом определено возрастными особенностями детей, занимающихся по программе. Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь, способствует более прочному закреплению новых условных связей при формировании артикуляции звуков, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Практические методы являются основными в реализации данной образовательной программы, обеспечивая непосредственное ознакомление дошкольников с артикуляторным укладом и акустическими характеристиками звуков, умения анализировать звукобуквенные связи, овладеть навыками, лежащими в основе формирования письменной речевой деятельности в будущем. Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей представлений и практических умений посредством 15 включения игровых заданий и упражнений (дыхательная гимнастика, артикуляторная гимнастика). Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного результата, основанные на гибком использовании простых и сложных форм звукового анализа, активизации словарного запаса (смысловая догадка, актуализация конкретных семантических полей). III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ 3.1. Описание материально-технического обеспечения дополнительной программы 1 Столы, стулья по количеству детей, подставки для карандашей и ручек; 2 Смарт-доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника; 3 Настенное зеркало 50*100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением; 4 Фланелеграф, наборное полотно, набор картин; 5 Настенная касса букв; 6 Настенная слоговая таблица; 7 Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов; 8 Наглядный материал, используемый при обследовании устной речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам; 9 Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам; 10 Учебные пособия в виде карточек – символов, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением; 11 Различные речевые игры, лото; 12 Наборы цветных карандашей для каждого ребенка; 13 Методическая и учебная литература. 16 3.2 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания дополнительной программы Список используемой литературы «Нормативно-правовые документы»: 1.Конвенция ООН «О правах ребенка» (от 20 ноября 1989г.) 2.Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями) 3.Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» 4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение,2008. 272 с. «Литература для учителя»: 1. Белобрыкина М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 680 с. 2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2009 3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2001, 80с. 4. Корнев Н.А., Старосельская Н.А. Как научить ребёнка говорить, читать, думать. СПб.: издательский дом МиМ, Паритет, 1999. 48 с. 5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачёв В.Ю., 2005. 157с. 6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005 7. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СП.б.: Союз,1999. 160 с. 8. Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях.: Просвещение, 1991.160 с. 9. Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста 10. Репина З.А., БуйкоВ.И. Уроки логопедии. Екатеренбург: Издательство Литур, 2004, 208 с. 11. Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду»- Издательство: "Академия Развития" (2008) 12. Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2 13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.СПб.: Акцидент, 1998.112с. 14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков 17 звукового анализа. СПб.1998 15. Преодоление общего недоразвития у дошкрольников. Учебнометодическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М.: Секачев, 2007.224 с. «Литература для детей»: 1.Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М. :Эксмо, 2013.-96с. Система отслеживания результатов: Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда Предварительная диагностика: В начале учебного года с обучающимися проводится диагностика, позволяющая выявить уровень речевого развития каждого ребёнка. Для этого проводятся диагностики : - «Обследование звуковой стороны речи и понимания речи» (Чиркина Г.В. 2005г); - «Обследование лексического запаса и грамматического строя речи» (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. 2001г) Текущий контроль: Проходит в течение всего учебного года с целью выявления прочности полученных знаний на различных этапах прохождения материала. Результаты работы определяются по активности детей при выполнении заданий и при ответах на вопросы. Итоговый контроль: Проводится с целью подведения итога работы за год и перспективы на будущее. По окончанию каждого учебного года проводится диагностика речевого развития детей, где определяется уровень освоения данной программы (низкий, средний, высокий). Формы подведения итогов: - итоговое занятие - открытое занятие - накопление фотоматериала 18 Примерный комплексно-тематический план Тема занятия № занятия 1 Сад. Фрукты 2 Сад. Фрукты Развитие общего внимания и понимания речи сентябрь месяц Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов) Развитие лексико-грамматических категорий 3 Сад. Фрукты Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов) Развитие артикуляционного аппарата Программное содержание Игра «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Мультимедийная презентация «Большой – маленький» Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам. Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф- 19 4 Сад. Фрукты Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? что? что делает?) Развитие темпа и координации речи и движений 5 Дары осени. Звук А ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) подбирать названия предметов к обозначенным действиям Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина Знакомство с понятиями «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука. Развитие артикуляционного аппарата сентябрь 6 Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-фф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) Дары осени. Развитие у детей Нарицательные существительные с умения суффиксами уменьшительно-ласкательного самостоятельно значения образовывать уменьшительноласкательные формы от предложенных имен и названий предметов. Игра «Прожорливые овощи» (пособие) Развитие дыхания Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, 20 7 8 Развитие слухового и двигательного внимания Осень. Звук А. Осень. Падежные конструкции. Винительный падеж имен существительных в единственном числе Развитие слухового и внимания и восприятия. 9 октябрь 10 Осень Звук У Закрепление понятий «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука - закрепление умения употреблять существительные ед. ч. в В.п.; -совершенствование навыков языкового анализа и синтеза; -развитие понимания сложных лексикограмматических конструкций. Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек» Знакомство с гласным звуком У. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок». Развитие слухового восприятия и внимания. Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5) - Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. - Формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе. Моя семья Согласование в числе имени существительного и глагола Развитие мелкой моторики рук Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…» - О. И. Крупенчук 21 11 Моя семья. Звук У Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АУ,УА). Развитие связной речи, обогащение словаря Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова) - Уточнение знаний детей о том, что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; - формировать умение определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; - Развитие фонематическое восприятие при работе над деформированным предложением и работе над предложением. 12 Мой город. Составление трехсловных предложений. Понятие «действие», «предложение», «слово» (для сильной группы) 13 Мой город. Звуки А-У Развитие артикуляционного аппарата Развитие дыхания Определение наличия или отсутствия гласного звука в словах; подбор слов с заданным гласным звуком. Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и 22 14 15 16 Мой детский сад. Согласование числительных один, одна с именами существительными Развитие темпа и координации речи и движений Упражнение «Ежик», М.Ю. Картушина Мой детский сад. Звук И Знакомство с гласным звуком И. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АИ, ИА,ИУ,УИ). Развитие дыхания Дыхательное упражнение «Ветер и листья» - М.Ю. Картушина -Закрепление понимания и употребления предлога «у»; - развитие внимания, памяти, мышления; - создание положительного эмоционального настроя в ходе занятия. Дикие животные. Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У Развитие артикуляционного аппарата ноябрь 17 подуть на ладонь, подставленную ко рту - Развитие умения согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА; - закрепление умения согласовывать существительные с числительными в родительном падеже. Как звери к зиме готовятся? Звуки А-У-И Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) Определение в словах последнего гласного звука; анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков (АУИ, УИА, ИУА). Развитие фонематического слуха, слухового восприятия 23 18 Как звери к зиме готовятся? Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе Развитие темпа и координации речи и движений Развитие связной речи, обогащение словаря 19 20 Почему зимой медведь спит? Звук О Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя») - формирование умения детей употреблять существительные в предложном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом. Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25 Презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей) Закрепление полученных навыков. Развитие артикуляционного аппарата Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека) Релаксация Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26 Почему зимой медведь спит? Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски) - Формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Развитие мелкой моторики рук Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса. Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе) 24 21 22 Игрушки. Звуки У-О Закрепление полученных навыков. Развитие дыхания Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» (пособие) Развитие связной речи, обогащение словаря Беседа по сказке В. Сутеева «Дядя Миша» - Формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Игрушки Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски) Развитие артикуляционного аппарата Развитие слухового внимания, чувства ритма 23 Игрушки Звуки А-О-У-И Развитие дыхания Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря 24 Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим ласково губами…» (картотека). Упр. «Лошадка». Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш. Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ Упражнение «Воздушный шарик» Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки» (картотека). Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Какое?» Игрушки. Предлог НА Развитие артикуляционного аппарата. Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим ласково губами…». Упр. «Шарик лопнул». Развитие слухового восприятия и внимания. Игра «Угадай, чей голосок?» (картотека игр) 25 Развитие дыхания Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица Развитие связной речи, обогащение словаря 25 Зима Звук Ы Развитие артикуляционного аппарата Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Релаксация декабрь 26 Зима Падежные конструкции. Дательный падеж имен существительных в единственном числе Развитие артикуляционного аппарата Упр. «Покачай игрушку на животике» (развитие нижне диафрагмального дыхания) – картотека Массаж биологически активных зон «Наступили холода» М. Ю. Картушина Описание игрушки по мнемосхеме Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим ласково губами…» (картотека). Упр. «Лошадка» Динамическое упражнение «Грибы» М. Ю. Картушина Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы») - Закрепление навык изменения имен существительных единственного числа по падежам. Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека 26 Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия Развитие дыхания 27 Зимние забавы Звуки Ы-И Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря 28 Зимние забавы Согласование местоимений мой, моя с именами существительными Развитие артикуляционного аппарата артикуляционных упражнений) Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные» Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс» (картотека на дыхание) Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ Массаж биологически активных зон «Наступили холода» М. Ю. Картушина Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы (картотека игр на описание) - Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде; - закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», 27 «Бублик», «Вкусное варенье» Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции). Развитие дыхания 29 Звук М Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря 30 Предлог ПОД Звук В Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря Игра «Согреем ладошки»: «ххх» Определение в словах первого согласного звука; анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков (УМ, АМ, МЫ, МУ) Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина Пальчиковая гимнастика «Снежки» Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений) Определение наличия или отсутствия согласного звука в словах; подбор слов с заданным согласным звуком; анализ и синтез слова ВЫ Массаж биологически активных зон «Наступили холода» М. Ю. Картушина Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы (картотека игр на описание) 28 31 Падежные конструкции. Предложный падеж имен существительных с предлогом Развитие артикуляционного аппарата 32 Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции). Развитие дыхания Игра «Согреем ладошки»: «ххх» Анализ и синтез слова ОН Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина Пальчиковая гимнастика «Снежки» Звук Н Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря 33 Падежные конструкции. Изменение имен существительных в единственном числе по падежам Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков. январь - Закрепление навык изменения имен существительных единственного числа по падежам Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений) - Закрепление изменения существительных в единственном числе по падежам Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка» Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева «Звуки гласные поем мы с мячом моим 29 34 Звук Ф Развитие темпа и координации речи и движений Развитие связной речи, обогащение словаря Релаксация 35 Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Развитие дыхания и голоса Звуки Ф-В Упр. «Погреемся» - В. А. Кныш Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук Определение согласных звуков в словах ВАГОН ВАФЛИ ВУАЛЬ ФАНТИК Развитие темпа, ритма и координации речи и движений Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш Развитие мелкой моторики рук Массаж мячикомежиком «Колкие иголки» Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» - М. Ю. Картушина Развитие связной речи, обогащение словаря 37 Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок») «Рождественская колыбельная (фонограмма) Предлог В Развитие артикуляционного аппарата и дыхания 36 вдвоем» - Т. А. Воробьева Определение согласных звуков в словах ВАГОН ВАФЛИ ВУАЛЬ ФАНТИК Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? какой по форме?) 30 38 Развитие артикуляционного аппарата «Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А. Ткаченко Развитие темпа и координации речи и движений Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» - В. А. Кныш Определение согласных звуков в словах (МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА) Звуки М-Н Развитие темпа и координации речи и движений Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук 39 Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря Подбор определений (вопрос: какой по величине?) Развитие артикуляционного аппарата Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» - В. А. Кныш Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения) – картотека логоритмических игр. Игра «Четвертый лишний» Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», 31 Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных Развитие дыхания и голоса 40 Звук Б Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря 41 Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?) февраль Развитие артикуляционного аппарата «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений) Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» -карточка с символом нужного звука). Фонопедическая и дыхательная гимнастика Определение согласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК) Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина Пальчикоавя гимнастика «Снеговик» Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка) - Образование относительных прилагательных (какой по материалу). «Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш 32 42 Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах) Развитие дыхания и голоса Пропевание гласных звуков с движениями рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад Анализ и синтез обратного слога (АП, ОП, УП); определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП) Звук П Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря 43 Составление рассказа по серии сюжетных картинок Развитие артикуляционного аппарата. Развитие дыхания и голоса Упр. «Про медведя» В. А. Кныш Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себя напугал» (мультимедийная презентация) Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет» (Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой; кивки головой: упражнение «Пятачок») , «Индюк «болбочет», «Щенок устал» («Лопатка») Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук 33 Развитие темпа и координации речи и движений 44 Звуки П-Б Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря 45 Подбор нескольких определений к предметам и объектам Развитие артикуляционного аппарата и дыхания 46 Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков и их символов Звук Д Развитие темпа, ритма и координации речи и движений Подвижная игра «Кот и мыши» - М. Ю. Картушина Полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК) Упр. «Про медведя» В. А. Кныш Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление в речи названий детенышей животных) – картотека игр с мячом - Обучение детей подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять 4-словные предложения с введением этого определения, продолжать формировать знания детей о количестве слов в предложении. Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка». Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [ы], [и]) – Т. А. Ткаченко Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина). Динамическое упр. «Шел козел по лесу…» - картотека динамических пауз. 34 Развитие связной речи, обогащение словаря 47 Предлоги В, НА, ПОД Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Развитие дыхания и голоса 48 Звук Т Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря март 49 Развитие внимания, быстрой реакции Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными Упр. «Кто какую пользу приносит?» Упр. «Стрельба» (четко произносить чередование звуков«кг»), «Танк» (многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»), «Пароход» (длительно произносить звук «ы»). Пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом. Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»). Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец). Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» М. Ю. Картушина. Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных) Игра «Сигнальщики» М. Ю. Картушина - Развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения; 35 Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков - закрепление умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. «Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье». Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом гласных). Развитие дыхания, силы и высоты голоса 50 Звуки Т-Д Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря Релаксация 51 Составление рассказа по серии сюжетных картинок Развитие артикуляционного аппарата Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с движением руки) Полный анализ и синтез слов (ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ). Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук. Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных). Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Колыбельная медведицы» - Формирование умения детей составлять рассказ с опорой на картинки. Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка». 36 Развитие фонематического восприятия Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса 52 Звук Г Развитие темпа и координации речи и движений Развитие грамматики, обогащение словаря Релаксация. 53 Транспорт Распространение предложений путем введения однородных определений Развитие артикуляционного аппарата и дыхания Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов). Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш Закрепление полученных навыков. Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш. Упр. «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с уменьшительноласкательными суффиксами) мультимедийная презентация. Серия «Уроки логопеда». Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации») - Закрепление умение подбирать прилагательные к существительному. - закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные. Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт» (картотека артикуляционных упражнений). Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. 37 Ткаченко, звуки и знаки. Гласные. 54 Развитие дыхания и голоса Упражнения «Сдулось колесо» - В. А. Кныш Транспорт Звук К Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК) Упражнение «На улице» - В. А. Кныш Развитие темпа, ритма и координации речи и движений Развитие связной речи, обогащение словаря Релаксация 55 Весна Предлог К Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Развитие дыхания и голоса 56 Весна Звук Х Развитие темпа и координации речи и движений Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительноласкательными суффиксами). Мультимедийная презентация. Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы» Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка», «Лопатка», «Сосулька», «Качели». Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука). Фонопедическое упражнение «Весна» В. А. Кныш Упражнение «Весна идет» (на 38 Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря Релаксация 57 Предлоги К, ОТ Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия апрель Развитие дыхания, силы голоса 58 59 Контрольное занятие Глаголы – антонимы Развитие темпа и координации речи и движений координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш. Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением – картотека логоритмических игр. Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц. Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки). Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на фонематическое восприятие. Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34. Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на 39 Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря Релаксация. 60 Звуки К-Г Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса 61 Космическое путешествие Уточнение пройденных обобщений Развитие темпа и координации речи и движений Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря Релаксация координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали» (картотека пальчиковых игр). Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина. Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц» Закрепление полученных навыков Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели». Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие. Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз) Упр. «Полет» Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение). Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс» 40 62 Насекомые Звуки К-Х Закрепление полученных навыков Развитие артикуляционного аппарата и дыхания Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка». Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа. Фонопедическое упражнения «Насекомые» Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков Развитие дыхания и голоса 63 Насекомые Предлоги К, ОТ Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря Релаксация 64 Звук С Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12. Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация. Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»). Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (СУП, СОК, СЫН, СОМ); 41 определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах (САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ) Развитие артикуляционного аппарата и дыхания Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков 65 Развитие дыхания и голоса Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря май Релаксация Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка». Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа. Фонопедическое упражнения - Закрепление умения согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже. Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12. Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация. Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»). 42 66 Звук З Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Развитие дыхания, силы и высоты голоса 67 Описание предметов и объектов с использованием схем Развитие темпа и координации речи и движений Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Полный анализ и синтез слов (ЗУБЫ, КОЗЫ). Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем». Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов). Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений - Формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений. Пальчиковая гимнастика «Капель» Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и 43 повторение полного предложения). Релаксация 68 Звуки С-З Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Развитие дыхания, силы и высоты голоса 69 Распространение предложений путем введения однородных определений Развитие темпа и координации речи и движений Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез Преобразование слов путём замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК) Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем». Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов). Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений - Формирование умений распространять предложения путем введения однородных определений. Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений. Развитие мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика «Капель» Развитие связной речи, обогащение словаря Игра «Что бывает весной?» 44 (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения). Релаксация 70 Звук Ц Развитие артикуляционного аппарата Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез Закрепление полученных навыков. Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем». Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов). Развитие дыхания, силы и высоты голоса Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений Развитие темпа и координации речи и движений Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений. Развитие мелкой моторики рук Развитие связной речи, обогащение словаря Пальчиковая гимнастика «Капель» Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения). 45 Релаксация 71 72 Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез Контрольное занятие Итоговое занятие Приложение № 1 Практический материал для выполнения заданий 2 раза в неделю Октябрь.1 неделя Октябрь 2неделя 46 Октябрь 3 неделя Октябрь 4 неделя 47 Ноябрь. 1 неделя 2 неделя 3 неделя 48 4 неделя декабрь 49 1 неделя 2 неделя 50 3 неделя 4 неделя 51 52 Январь 2 неделя январь 3 неделя 53 январь 4 неделя февраль 1 неделя 54 февраль2 неделя февраль 3 неделя 55 56 март 2 неделя март 3 неделя 57 март 4 неделя апрель 1 неделя 58 апрель 2 неделя апрель 3 неделя 59 апрель 4 неделя май 1 неделя 60 май 2 неделя ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575809 Шинкаренко Светлана Борисовна С 26.02.2021 по 26.02.2022 61