Дополнительная общеобразовательная программа Акварелька для ПДФ

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста от 3 до
7(8) лет «Акварелька» обеспечивает вариативность образовательного
маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников,
направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей
родителей как заказчиков образовательных услуг.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста от 3 до
7(8) лет «Акварелька» разработана с целью приобщения детей к
изобразительному искусству, выявления и раскрытия творческих
способностей детей дошкольного возраста.

2

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной
программы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки дополнительной
программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной программы

4
4
5
6
8
13

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм,
способов, методов и средств реализации дополнительной программы
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.

15
15

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения
дополнительной программы
3.2 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания
дополнительной программы
3.3 Распорядок дня
3.4. Традиционные события, праздники, мероприятия
3.5. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды

22
22

3

18
19
21

23
23
42
43

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 4 до 7(8)
лет «Акварелька» (далее по тексту Программа) – учебно-методический
документ образовательного учреждения, направленный на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей детей от 3 до 7(8) лет в
интеллектуальном развитии, разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с
интересами, потребностями, способностями, инициатив воспитанников,
мнения родителей (законных представителей) и направлена на
удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как
заказчиков образовательных услуг. Кроме того, Программа адаптируется под
потребности психофизиологических и индивидуальных особенностей детей,
мнение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.
Программа
реализуется на государственном языке Российской
Федерации - русском.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих
ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для
нормального развития детям необходимо творческое самовыражение.
Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять,
выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество
само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со
стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче,
разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его
ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении
стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая
активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия,
потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает
интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге,
лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить
результат, создать определённое изображение.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью
которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких
художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не
только удовольствие.
Актуальность программы заключается в следующем:
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
4

процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве,
чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи
подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют,
что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель: создание оптимальных условий для раскрытия художественного
потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного
творчества средствами художественных эталонов.
Задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2. Создать условия для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
3. Познакомить с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
4. Развить художественно-творческие способности в продуктивных
видах детской деятельности.
5. Воспитать художественный вкус и чувств гармонии.
6. Создать условия для многоаспектной и увлекательной активности
детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
7. Формировать эстетические картины мира и основных элементов «Я концепции-творца».
8. Развивать у детей композиционные умения в различных видах
изобразительного творчества.
9. Учить детей экспериментировать с художественными техниками в
процессе работы над художественным образом.
5

10. Развивать творчество, креативность мышления и фантазию,
наблюдательность и воображение, любознательность и индивидуальность
1.1.2. Принципы Программы:
Принцип полифоничности: включение произведений различных эпох,
стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в
педагогический
процесс,
направленный
на
развитие
детского
художественного творчества.
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и
оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и
для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку
позволяет взрослым видеть внутренний мир детей, узнать об их
впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему
миру.
Принцип системности и преемственности. В процессе овладения
художественными эталонами дети получают и накапливают знания, умения,
навыки, впечатлениях, переживаниях, и важно, чтобы это не представляло
хаотичный набор, а носило системный характер.
Принцип синкретичности. В рамках одного образовательного
комплекса дети могут заниматься
разными видами художественного
творчества. В процессе выполнения одной работы ребенок использует разные
техники и приемы.
Принцип природосообразности. Педагогические технологии должны
соответствовать возрасту детей, уровню их творческого развития, этапу
обучения и изучаемым темам. Этот принцип связан с принципом
синсетивности, который предполагает учет особенностей каждого
возрастного этапа, чтобы при освоении художественных эталоном была
наибольшая восприимчивость.
Принцип
индивидуальности.
Осуществление
индивидуальнодифференцированного подхода к развитию детского художественного
творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий,
соотносимых с возможностями, способностями и половой принадлежностью
детей.
Принцип вариативности. Использование в качестве дидактических
единиц разнообразного стимулирующего материала (репродукции, эскизы,
схемы, таблицы и др.). Необходимо давать детям свободу выбора и
возможность варьирования материалов, художественных эталонов и
содержания работы. На этом принципе должна быть основана и деятельность
педагога, который по предлагаемому алгоритму и методическим разработкам
может составлять свой модуль образовательного процесса с учетом исходных
педагогических условий.
Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми
программы посредством разнообразных образовательных комплексов,
учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития
воспитанников. Перспективность заключается еще в том, что материал,
осваиваемый детьми не только актуален в настоящем, но и предполагает
6

дальнейшее его активное использование, поскольку образовательные
комплексы построены по принципу усложнения.
Принцип содеятельности и сотворчества. Необходима совместная
творческая деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями. В
совместном творчестве дети учатся учитывать мнение других, оказывать
другим помощь в сложных ситуациях. В совместной деятельности и
творчестве становится возможным проведение коррекционных мероприятий,
направленных на отработку отдельных приемов.
Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс,
темп, характер, форму организации детей, дидактический материал.
Особенно если это касается работы с детьми раннего возраста. В этом
возрасте внимание у детей слабое, они быстро утомляются, поэтому
целесообразно делать комплекс динамичным.
Принцип толерантности. Требуется воспитывать у детей уважение к
традициям других культур, народов, наций, знакомить их с мировым
изобразительным и монументально-декоративным искусством.
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-развивающий подход, который предусматривает
организацию образовательной деятельности с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности.
Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание
условий для развития личности на основе изучения ее задатков,
способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности
личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на
целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и
способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному
процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е.
воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям,
содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъектсубъектном
взаимоотношении
его
участников,
подразумевающем
равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников
на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих
воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность
индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко
использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений,
событий окружающей действительности на основе личностно значимых
ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании,
поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А.
Сластенин);
7

- личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе
воспитания и обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка.
Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие
руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги
мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог видит
свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми:
любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания,
думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими
широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов,
разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития
способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для
каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического
благополучия, полноценного физического воспитания. При этом
индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников
(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и
прочее), в значительной мере влияющих на их поведение в различных
жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое
использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью
достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего
процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального
подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким,
способным компенсировать недостатки коллективного, общественного
воспитания;
проблемный
подход
позволяет
сформировать
видение
образовательной программы с позиций комплексного и модульного
представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным
областям и детским видам деятельности, организация которых будет
способствовать достижению соответствующих для каждой области
(направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде
образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи),
конкретизирующие
образовательную
деятельность
дошкольного
образовательного учреждения по основным направлениям (которые
оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является
проектирование и реализация деятельности образовательной организации по
актуальным
проблемам,
обусловленным
противоречиями
между
возможностями образовательной организации, интересами общества
(запросами родителей) и потребностями ребенка.

8

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики
Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста
В дошкольном детстве у детей от 3 до 7(8) лет складывается потенциал
для
дальнейшего
художественно-эстетического
развития
ребенка.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и
социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в
педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,
субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая,
беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство
играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты
ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста необходима для правильной организации образовательного
процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного
образовательного учреждения (группы).
Возрастная категория детей от 4 до 5 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное
(замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить
узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги,
делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для
получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной
тондля получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на
другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие:
квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и
маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения
разных предметов или декоративные композиции
Возрастная категория детей от 5 до 6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное
(замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить
узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги,
делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для
получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной
тондля получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на
другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие:
квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и
маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения
разных предметов или декоративные композиции.
9

Возрастная категория детей от 6 до 7(8) лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и
не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и
включают множество деталей. Это не только изображение отдельных
предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать
характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В
рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые
способы работы гуашью по «сырому» и «сухому», использовать способы
различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в
рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В
аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из
бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета
при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный
материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев
литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией (фризовой,
линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в
соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать
многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться
между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только
устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все
можно всем); складывающийся в предшествующий период развития
условный план действия воплощается в элементах образного мышления,
воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются
основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и
интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить
себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других
и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего
результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста,
который способен лишь к элементарному различению таких сфер
действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я
сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о
различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
К 7(8) годам формируются предпосылки для успешного перехода на
следующую ступень образования.
Срок реализации программы- 3 года.
Объем программы рассчитан на 72 занятия (с сентября по май) 2 раза в
неделю: – 8 занятий в месяц.
Условия набора детей в группу: принимаются все желающие.
10

4 – 7(8) лет – наполняемость от 10 до 15 человек.
При приеме детей в кружок учитываются три момента:
– желание ребенка,
– способности ребенка,
– желание родителей.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на
добровольные одновозрастные группы детей:
Ведущей формой организации занятий является групповая.

Развивающее оценивание
Формы оценки качества и результативности
Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль
над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают
предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для
выявления недостатков, достоинств детского творчества и работа над ним,
после каждого занятия необходимо производить маленький просмотр
детских рисунков. Кроме того, в этом просмотре должны учувствовать и
сами маленькие художники. Продумывая, что сказать о выбранном им
изображении, ребёнок выделяет и осознаёт понравившиеся ему качества
рисунка, лучше запоминает их и может по-своему использовать в
дальнейшем.
Предполагается проведение диагностики в начале, и в конце учебного
года. Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из
следующих показателей:
1) эмоциональное восприятие ребенком предметов изобразительного
искусства;
2) технические навыки и изобразительные способности;
3) воображение и творческие способности.
По этим показателям определяются уровни развития изобразительной
деятельности ребенка: низкий, средний, высокий, т.к. в этом возрасте
технические навыки и творческие способности находятся в стадии
формирования.
Механизм определения уровней:
за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего- 2 балла; высокого
уровня- 3 балла.
от 6 до 8 баллов - низкий уровень.
от 9 до 12 баллов - средний уровень.
от 13 до 15 баллов - высокий уровень.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
По окончании обучения ребенок умеет:
11

-различать способы нетрадиционного рисования;
- экспериментировать с цветом, получая разнообразные цветовые
композиции;
- обводить трафарет формы, проводить по трафарету различные линии;
- экспериментировать с формой, дорисовывать до образа (точку,
линию, фигуру, пятно);
- пользоваться кистями, валиком, губкой, красками, стаканом с водой и
тряпочкой, использовать печати, штампы;
- вычленять простые геометрические фигуры;
-знать технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными
карандашами.
- различать виды и свойства бумаги (плотность, эластичность);
- знает специальные термины: эскиз, набросок, мольберт, палитра,
композиция;
- основы композиционного построения на формате;
- понятия: штрих, линия, мазок, тычок;
- передавать цветом настроение;
- работать в техниках примакивание, рисование по сырой бумаге.
- составлять рисунок из точек разными инструментами (кисточка,
карандаш, фломастер, ватные палочки и.т.д.);
- использовать различные техники для создания рисунка;
- составлять симметричные и асимметричные композиции;
- самостоятельно использует нетрадиционные материалы и
инструменты,
- владеет навыками нетрадиционной техники рисования и применяет
их;
- самостоятельно передает
композицию, используя
технику
нетрадиционного рисования;
- выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- дает мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявляет интерес к изобразительной деятельности друг друга.

12

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности, описание вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание психолого-педагогической работы направлено раскрытие
обучение основам изобразительной деятельности детей младшего и старшего
дошкольного возраста.
Занятия по изобразительной деятельности планируется проводить по
принципу от простого объяснения к более сложному.
Формы выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных
особенностей детей, проводятся групповые занятия
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких
техник является универсальность их использования. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятия построены на
чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание,
познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра,
соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания, учитываются
симпатии дошкольников, уровень их изобразительных навыков,
темперамент.
Методы:
 словесный: рассказ, беседа, объяснение;
 наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация техники рисования
на доске;
 практический: упражнение, тренинг, рисование, работа над ошибками.
Используемые методы:
13

- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Методическое обеспечение.
 нетрадиционные техники:
 оттиск печатками из овощей;
 тычок жесткой кистью;
 оттиск печатками из ластика;
 оттиск поролоном;
 восковые мелки и акварель;
 свеча и акварель;
 отпечатки листьев;
 рисунки из ладошек;
 рисунки пальчиками;
 волшебные веревочки;
 кляксография;
 монотопия;
 водяная печать;
 волшебные краски;
 рисование мыльными пузырями;
 рисование мятой бумагой;
 рисование солью;
 пластилинография;
 граттаж;
 фроттаж;
 рисование ватными палочками;
 печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же
эта работа способствует развитию координации движений, внимания,
памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть
образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей
14

при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит
те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится
роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал,
на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов
рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и
воображение, вызывает желание придумывать новые композиции,
развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями,
песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе
рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают
предположения,
упражняются
во
всех
типах
коммуникативных
высказываний.
Материал:

акварельные краски, гуашь;

мыльные пузыри;

пена для бритья;

чернила;

ванночки;

соль;

восковые мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

коктейльные трубочки;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

пастель масляная;

зубочистки для процарапывания;

кисти;
 стаканы для воды;
 простые карандаши, ластик;
 альбомы, бумага для рисования;
 печатки поролоновые;
 цветная бумага;
 белый картон;
 карандаши цветные.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
 Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
 Практические – упражнения, игр методы,

Игровой метод - способы организации обучения, в основе которых
лежат игровые мотивы усвоение знаний, умений, навыков.
 Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
15

 Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила при проведении занятий:
1. Использование приема транслирования информации;
2. Отбор тематического содержания;
3. Главный герой рисования – ребенок;
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка;
5. Педагог создает схематические изображения;
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать
посредством изобразительных действий;
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации,
имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1.
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;
2.
Обеспечение главных условий общения;
3.
Стимуляция и поддержание речевой инициативы;
4.
Использование различных коммуникативных средств.
Занятия имеют отличия в своей структуре:
1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации;
2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений
и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут);
3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики;
4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной
ситуации;
5. словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации Программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

Тематические выставки в ДОУ;

Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года;

Творческий отчет педагога – руководителя студии;

Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Формы организации занятия:

игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению
активности, стимулирующей познавательную активность);

проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких
результатов);

игры-конкурсы;

игры-путешествия;

игры-соревнования.
16

2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Культурные практики ребёнка в изобразительной деятельности
обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.
Игровая деятельность переводит внешнее действие во внутренний
план «замысел», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует
игровое отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к
миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных
событий, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения.
Продуктивная деятельность, моделирующая вещный мир, в
максимальной степени требует изменения игрового (процессуального)
отношения, поскольку связана с реальным преодолением сопротивления материала в ходе воплощения замысленного - создания реального продуктарезультата с определенными критериями качества.
Познавательно-исследовательская деятельность как культурная
практика, суть которой в вопрошании - как устроены вещи и почему
происходят те или иные события, - требует перехода к осознанному поиску
связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих
связей как своеобразного результата деятельности.
Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует
артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и
предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает
социальные критерии результативности (в совместной продуктивной
деятельности).
Из
указанного
выше
видно,
что
культурные
практики
взаимодополняют друг друга в формировании общего движения ребенка к
оформленному замыслу и его результативному воплощению.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы педагог обращает внимание на
следующие задачи:
 создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном
опыте;
 постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;
 ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату,
склонных не завершать работу;
17

 поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать
стремление к наблюдению, сравнению;
 проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их
познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска
решения возникающих проблем;
 поддерживать
стремление
к
положительным
поступкам,
способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок
начинает дорожить;
 создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт
дружеского общения, внимания к окружающим;
 создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои
знания и умения, развивать волю, поддерживать желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых,
творческих решений;
 создавать детские объединения внутри групп, консультирования, т.е.
шефство старших воспитанников имеющих более высокий уровень над
младшими.
Приоритетная сфера инициативы – научение
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:

вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с
одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и
способов совершенствования продукта;

спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько
вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое
время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о
трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам
деятельности;

создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою
компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

обращаться к детям с просьбой показать педагогу и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;

поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его
результатами;

создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей;

при необходимости помогать детям в решении проблем при
организации игры;

привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю,
месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;

создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой
или познавательной деятельности детей по интересам.
В процессе совместной деятельности с ребенком педагог обращает
внимание на:
18

- желание рисовать, активность и инициативность;
- отношение к выбранной или полученной теме;
-развитие нравственно-коммуникативных качеств личности (общительности,
вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
-эмоциональность и выразительность в изображении;
-развитие внимания, восприятия, памяти, любознательности;
- умение выразить свое понимание сюжета рисунка и характера персонажа в
художественно – творческой деятельности.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Используются следующие формы работы с родителями:
- информационно-просветительская
работа
(консультации,
папкипередвижки, буклеты, памятки);
- индивидуальные беседы и советы;
- открытые мероприятия, Дни открытых дверей;
- мастер-классы;
- творческие мастерские;
- анкетирование родителей;
- участие родителей в подготовке и проведении совместных творческих
вечеров;
- оформление выставок «Наши достижения».
Особенности руководства
Руководство детской изобразительной деятельностью осуществляется
на основе сотрудничества взрослого и ребенка, при этом учитываются цели и
задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.
Работа предусматривает совместную деятельность детей, что
положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость
самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию,
проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

19

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Информационно-методическое обеспечение Программы
Ноутбук
1
Проектор
1
Экран
1
Оборудование и оснащение
мольберт
1 шт.
наборы картин
1 набор
портреты художников
1 набор
столы
8 шт.
стулья
15 шт.
акварельные краски
15 шт.
гуашь
15 шт.
мыльные пузыри
15 шт.
пена для бритья
1 шт
чернила
15 шт.
восковые мелки
15 шт.
ванночки
15 шт.
соль
1 уп.
свеча
15 шт.
ватные палочки
1 набор
коктейльные трубочки
1 набор
матерчатые салфетки
15 шт.
стаканы непроливайка
15 шт.
пастель масляная
15 шт.
зубочистки для процарапывания
1 уп.
пластилин
15 шт.
стеки
15шт.
кисти
15 шт.
простые карандаши
15 шт.
ластик
15 шт.
печатки поролоновые
15 шт.
цветная бумага
15 шт.
белый картон
15 шт.
бумага для рисования
1 уп.
альбомы
15 шт.
карандаши цветные
15 наборов
доска для моделирования
15 шт.
бумажные салфетки
1 уп.
трафареты
15 шт.
клей ПВА
15 шт.
20

3.2. Методическая обеспеченность материалами и средствами обучения
1. С.В. Погодина «Шаг в искусство» парциальная программа по
изобразительному творчеству дошкольников, М, издательство «Вако», 2015г.
2. С.В. Погодина «Шаг в искусство» тематическое планирование блок
«Растительный мир», М, издательство «Вако», 2016г.
3. С.В. Погодина «Шаг в искусство» тематическое планирование блок
«Неживая природа», М, издательство «Вако», 2016г.
4. С.В. Погодина «Шаг в искусство» тематическое планирование блок
«Животный мир», М, издательство «Вако», 2016г.
3.3. Распорядок дня
Объем Программы рассчитан на 70 занятий (с сентября по май) 2 раза в
неделю:
Продолжительность занятия составляет:
с детьми возрастной категории 3-4 года: 15 мин.;
с детьми возрастной категории 4-5 лет: 20 мин.;
с детьми возрастной категории 5-6 лет: 25 мин.;
с детьми возрастной категории 6-7 лет: 30 мин;

21

Учебный план
Дети возрастной категории 4-5 лет
Тема

4.

Программное содержание

«Знакомство
с чудо помощникам
и»

Сентябрь
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.

«Творим без
кисточки».

Упражнять в рисовании пальчиками, ладошками.
Воспитывать аккуратность.

«Деревья
осенью»

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка
листьев; небо, опавшую
листву – ватными палочками. Развивать чувство
композиции, цвета.

«Крас Содействовать наиболее выразительному
ки осени»
отражению впечатлений о осенних красках.

«Грибы в
корзинке»
«Мое
любимое
дерево
осенью»
«Осе

3.

нние
листья».
«Ёжи

1.
ки»

3.

Вид работы

«По
небу тучи
бежали,
птиц в

Расширять знания детей о грибах; учить рисовать
грибы с помощью ладошки

Техника:
экспериментир
ование с
материалами
для рисования.
Техника:
рисуем
ладошками,
рисуем
пальчиками
(игры –
рисунки)
Техника
отпечаток
листьями,
ватными
палочками.
Техника:
тампонировани
е, трафарет,
восковые
карандаши.
Техника:
рисуем
ладошками.

Октябрь
Познакомить детей с новым приемом рисования – Техника:
кляксография трубочкой. Развивать воображение. кляксография
трубочкой,
рисование
пальчиками.
Познакомить с техникой тиснения. Учить
Техника:
обводить листья простой форму, делать тиснение тиснение.
на них.
Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал)
тычками без предварительной прорисовки
карандашом. Учить дополнять изображение
подходящими деталями, в том числе сухими
листьями
Учить новому способу рисования, воспитывать
интерес к художественному
экспериментированию, развивать мелкую
моторику. Развивать чувство композиции.
22

Техника: тычок
жесткой
полусухой
кистью, оттиск
смятой
бумагой.
Техника:
рисование
смятой
бумагой.

Количество
занятий
1

1

2

2

2

2

2

2

2

дальний
путь
отправляли»
«Образы
неба»
«Кисть
рябинки,
гроздь
малинки»
«Букет из
осенних
листьев»

4.

«Син
ий вечер».

«Зимнее
окошко»

Ноябрь
Закрепить умение на одном листе смешивать
светлые, нежные краски, на другом – темные,
контрастные. Воспитывать эстетический вкус.
Закрепить представления о соплодиях (кисть,
гроздь) и их строении. Воспитывать интерес к
отражению в рисунке своих впечатлений.
Учит детей рисовать вазу с натуры, закрашивать
листья разных деревьев краской и отпечатывать
на листе бумаги, получая красивый букет в вазе.
Развивать композиционные навыки. Воспитывать
самостоятельность, творчество.
Развивать художественное восприятие,
воображение, координацию
движений рук.
Декабрь
Учить детей рисовать морозные узоры в
стилистике кружевоплетения. Создать условия
для экспериментирования с красками для
получения разных оттенков голубого цвета.
Расширить и разнообразить образный ряд.
Развивать чувство формы и композиции.

«Весёлые
зайчата»

Учить с помощью кусочка поролона ставить
отпечаток на листе бумаги, создавать образ
весёлых зайчат. Развивать самостоятельность,
смелость, творческие способности, мелкую
моторику рук

«Волшебн
ые
снежинки».

Закреплять с детьми нетрадиционные техники
«Рисование по сырому листу», «Рисование
палочкой», «Рисование пальцем». Развивать
творческие способности, мелкую моторику рук,
самостоятельность.

«Снеговик
и».

Учить пользоваться банками, ставить отпечаток
дном банки. Развивать самостоятельность,
смелость, творческие способности, мелкую
моторику рук

Итоговое занятие:

Техника по
сырому

2

Техника
примакивание

2

Техника
отпечаток
листьями

2

Техника
линогравюра

2

Бумага темных
оттенков
(черная,
вишневая,
синяя,
фиолетовая,
зеленая).
Гуашь, кисти
тонкие, ватные
палочки,
печатки.
Продолжать
знакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
«Тампонирован
ие».
Различные
техники

2

Познакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
«Прижми и
отпечатай».

1

2

2

1
Январь
23

«Тихо
падает
снежок».

Учить пользоваться скомканной бумагой, ставить
отпечаток. Закреплять техники «Рисование
палочкой», «Рисование пальцем», «Печать от
руки».

«Ёлочка»

Учить детей ставить отпечаток из листьев.
Закреплять техники «Рисование палочкой»,
«Рисование пальцем». Развивать
самостоятельность, смелость, творческие
способности, мелкую моторику рук

«Снежинки
».

Учить детей пользоваться трафаретом.
Закреплять техники «Рисование палочкой»,
«Рисование пальцем». Развивать
самостоятельность, смелость, творческие
способности, мелкую моторику рук детей.

«Закружил
а зимушка
- зима».

Закреплять техники «Рисование палочкой»,
«Рисование пальцем», «Рисование ладошкой».
Развивать самостоятельность, смелость,
творческие способности, мелкую моторику рук
детей.

Продолжать
знакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
«Прижми и
отпечатай»
Продолжать
знакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
«Прижми и
отпечатай»
Познакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
«Рисование
набрызгом».
Продолжать
знакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
«Рисование
набрызгом».

2

Печать по
трафарету

2

Оттиск
пробкой,
печатками из
ластика
Техника
монотипии

2

Техника: мыль
ные пузырьки.

2

Нетрадиционн
ые техники:
«оттиск
печатками».
Продолжать
знакомить
детей с
нетрадиционны
ми техниками

2

2

2

2

Февраль
«Зимний
пейзаж».
«Галстук
для папы»
«На что
похоже?»
3.

«Под
водное
царство».

Развивать фантазию и творчество в рисовании
зимнего пейзажа; продолжать учить печатать с
помощью трафарета.
Закрепить умение украшать галстук простым
узором, используя крупные и мелкие элементы.
Знакомить детей с симметрией. Развивать
воображение. Продолжать развивать интерес к
рисованию.
Познакомить с новой техникой рисования
мыльными пузырями,
продолжать учить анализировать натуру,
определять и передавать в рисунке форму и
величину. Развивать чувство композиции

2

Март
«Ваза для
цветов».

Совершенствовать умения детей использовать
знакомые техники изображения. Развивать
воображение, чувство композиции, ритма.

«Корзинка
с
яблоками»

Развивать воображение, внимание, мелкую
моторику рук.

24

2

«Мимоза
для мамы».
«Волшебн
ый
цветок».

упражнять в рисовании пальчиками, скатывании
шариков из салфеток. Развивать чувство
композиции. Закрепить навыки наклеивания
Закрепить с детьми нетрадиционные техники
рисования «Оттиск печатками из моркови»,
«Пальчиковая
живопись»,
«Рисование
палочкой». Развивать воображение, внимание.

Апрель
«Осьминожк Задачи: обобщить знания о предмете. Учить
и»
устанавливать связь между рисунком ладошки и
образом осьминога. Развивать творчество,
воображение. Воспитывать аккуратность в работе
с красками.
« Почки и
Учить детей передавать изменения образа:
листочки».
рисовать ветку с почками и поверх почек
наклеивать листочки. Формировать
представление о сезонных изменениях в природе.
Воспитывать интерес к природе и отражению
впечатлений в изобразительной деятельности.
«Полянка с
Закреплять техники «Рисование палочкой»,
«Рисование пальцем», «Прижми и отпечатай».
цветами»
Развивать
самостоятельность,
смелость,
творческие способности, мелкую моторику рук
детей.

«Божьи
коровки»

Вызвать эмоциональный отклик на красивые
природные объекты. Совершенствовать технику
рисования красками. Развивать чувство формы и
цвета. Развивать воображение, внимание,
мелкую моторику рук.

Май
«Цыплята и Учить создавать монохромные композиции на
одуванчики» цветном фоне. Обогатить возможности
модульного рисования – создать образы цыплят и
одуванчиков. Развивать чувство цвета, формы,
композиции.
25

рисования
«Оттиск
печатками из
картофеля», «
Пальчиковая
живопись»,
«Рисование
палочкой».
Рисование
бумажными
салфетками.
Нетрадиционн
ые техники:
«Оттиск»,
«Рисование
палочкой»,
«Пальчиковая
живопись».

2
2

Нетрадиционна
я техника:
«Рисование
ладошкой»

2

Нетрадиционна
я техника:
тычок жесткой
полусухой
кистью

2

Продолжать
знакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
«Катаем
камушки по
листу».

2

Нетрадиционн
ые техники:
«Пальчиковая
живопись»,
«Рисование
палочкой»,
«Оттиск
печатками из
картофеля».

2

Нетрадиционна
я техника:
приём
«Примакивани
е».

2

«Цветы
весны»

Развивать творчество, эстетическое восприятие.

«Черёмуха
».

Воспитывать эстетически - нравственное
отношение к природе через изображение её
образа в собственном творчестве. Расширять
знания и представления детей об окружающем
мире, познакомить с внешним видом
дикорастущей черёмухе, её цветущих веток.
Формировать чувство композиции и ритма.
Развивать самостоятельность, смелость,
творческие способности, мелкую моторику рук
детей.
Закрепить техники: «Пальчиковая живопись»,
«Рисование палочкой». Развивать воображение,
внимание.

«Зелёные
гусенички»

Нетрадиционна
я техника:
рисование на
пене
Нетрадиционна
я техника:
«Рисование
методом
тычка».

2

Познакомить
детей с
нетрадиционно
й техникой
рисования
«Оттиск
печатками из
моркови».

1

Итоговое занятие:
Итого:

2

1
72

Учебный план
Дети возрастной категории 5-6 лет
Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь
«Бабочки». Познакомить детей с техникой монотипия, учить
Освоение
создавать выразительный образ. Развивать образное техники
мышление, аккуратность.
монотипия
(предметная).
«Осенний
Познакомить с таким способом изображения, как
Освоение
букет»
кляксография, показать ее выразительные
техники
возможности. Учить дорисовывать детали объектов кляксография.
(цветов), полученных в ходе спонтанного
изображения, для придания им законченности.
Поощрять детское творчество, инициативу.
«Воздушные Закрепить представления детей о цветовом
Освоение
шары»
многообразии, ознакомить с хроматическими
смешивания
(основными) и ахроматическими цветами.
основных цветов
Расширить знания цветовой гаммы путем введения краски для
новых оттенков, освоения способов их получения. получения
новых оттенков,
более сложных.
«Компоты и Познакомить детей с новым видом изобразительной Освоение
варенье»
технике – печатание фруктами. Упражнять в
техники
26

Количество
занятий
2

2

2

2

печатании. Развивать чувства композиции
световосприятие, память, наблюдательность.
Обобщить знания о фруктах и ягодах.

печатание
фруктами
(оттиск).

Октябрь
«Волшебный Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, Освоение
лес»
эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
техники
Познакомить с новым видом изобразительной
печатания
техники - «печать растений».
растениями.
Развивать у детей видение художественного образа
и замысла через природные формы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
«Пестрый
Познакомить детей с техникой рисования тычком
Освоение
котенок»
(пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью
техники
ватной палочки, смешивать краски и получать
пуантилизм.
различные оттенки цвета. Развивать чувство
прекрасного.
«Красная
Воспитывать эстетически-нравственное отношение Освоение навыка
смородина» к природе через изображение ее образа в
совмещения,
собственном творчестве. Расширять знания и
объединения
представления детей об окружающем мире,
двух техник в
познакомить с внешним видом красной смородины. одной работе
Формировать чувство композиции и ритма. Учить
(пуантилизм и
объединять разные техники в одной работе.
печатание
(Техника тычка, печатание листьями.)
листьями).
«Подводный Познакомить детей с техникой рисования мыльными Освоение
мир»
пузырями. Продолжать учить детей работать с
техники
гуашью.
рисования
Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать мыльными
развитию - творческого воображения, мышления,
пузырями.
художественно-эстетических навыков, мелкой
(Заготовка фона
моторики, глазомера, внимания.
для будущего
коллажа).
Ноябрь
«Разноцветн Вызвать интерес к рисованию акварельными
Освоение навыка
ые рыбки» карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, рисования
добиваться выразительного образа. Познакомить
акварельными
детей с техникой коллаж. Закрепить умение
карандашами,
пользоваться ножницами, трафаретами, клеем.
техники коллаж.
Развивать аккуратность, самостоятельность.
«Унылая
Учить детей умению отражать в рисунке признаки Рисование
пора! Очей осени, соответствующие поэтическим строкам.
ладошками,
очарованье» Использовать различные способы рисования
пальцами.
деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная
деталировка, дерево, изображенное кулачком,
ладошкой).

2

2

2

2

2

2

Развивать эмоционально-эстетические чувства,
воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от
картин другого содержания.
«Рисуем по
шаблону»

Расширять представление детей о строении сложных Освоение
предметов, развивать способность находить
рисования по
27

2

взаимосвязь главного и второстепенного. Научить
детей смотреть на одну и ту же форму с разных
сторон, помочь увидеть многообразие предметов,
развивать воображение. Обучать способам
изображения разных объектов приемом
обрисовывания готовых шаблонов разных
геометрических форм.

шаблону.

Развивать координацию движений, мелкую
моторику рук.
«Невидимый Познакомить детей с техникой рисования свечей.
зверек»
Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять
умение использовать различные материалы,
представление о композиции, сочетании цветов.
Развивать воображение, творчество,
самостоятельность в выборе сюжета.
Декабрь
«Снегири на Познакомить детей с техникой рисования тычок
ветках»
жесткой полусухой кистью. Учить рисовать
снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах
нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое
отношение к птицам, представление о том, что все в
природе взаимосвязано, чувство ответственности за
окружающий мир.
«Зимние
Познакомить детей со способами изображения как
узоры»
монотипия (отпечаток), рисованием ниточками.
Показать выразительные возможности, особенности
рисования данными способами.

Освоение
техники
рисования
свечкой.

2

Освоение
техники
рисования
тычком сухой,
жесткой кистью.

2

Продолжить
освоение
техники
монотипия.

2

Развивать воображение, образное мышление,
цветовосприятие, творческие способности детей.
Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный
отклик к творческой деятельности.
«Письмо для Создать предпраздничное нестроение. Учить
Самостоятельная
деда мороза» изображать детей свои желания и эмоции через
работа детей.
рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять
работу в понравившейся технике.
«В лесу
Продолжать учить детей разным нетрадиционным Рисование
родилась
способам рисования, познакомить с новым
нитками.
елочка»
необычным изобразительным материалом. Развивать
цветовосприятие, умение подбирать для своей
композиции соответствующие цветовые сочетания.
Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его
на контур рисунка тонкой струйкой. Научить
выкладывать нить точно по нарисованному контуру,
развивать координацию движений, мелкую
моторику кистей рук.
Итоговое занятие

2

1

1

Январь
«Волшебниц Познакомить с нетрадиционной техникой
а зима»
рисования набрызг. Учить новым
28

Освоение
технике

2

способам получения изображений. Развивать
внимание, мышление. Воспитывать аккуратность
при работе.

рисования набрызг.

«Сказочный Продолжать учить детей самостоятельно передавать
зимний лес» сюжет зимнего пейзажа с использованием
нетрадиционных техник рисования. Развивать
интерес детей к изобразительному творчеству
посредством использования нетрадиционных техник
рисования. Учить рисовать оттиском капустного
листа. Учить задумывать и включать в рисунок
знакомые предметы (елочки, снеговиков).

Освоение
техники – оттиск
(капустный
лист).

2

«Семья
Познакомить детей с техникой рисования оттиск
снеговиков» тканью. Создать радостное, предпраздничное
настроение, вызвать положительные эмоции у детей.
Продолжать развивать фантазию и образное
мышление.
«Закружил Закреплять техники «Рисование палочкой»,
а зимушка - «Рисование пальцем», «Рисование ладошкой».
Развивать самостоятельность, смелость, творческие
зима».
способности, мелкую моторику рук детей.

Освоение
технике
рисования
оттиск тканью.

2

Продолжать
знакомить детей
с
нетрадиционной
техникой
«Рисование
набрызгом».

2

Февраль
«Музыкальн Развивать чувство цвета посредством музыки и
ый
рисования. Совершенствовать умение соотносить
рисунок»
цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее
ярких средств музыкальной выразительности (темп,
динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество
детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать
композиционные навыки в компоновке общего
панно.

Работа детей по
впечатлениям от
прослушанной
музыки. Выбор
техники по
желанию детей.

2

«Разноцветн Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге.
ое небо»
Развивать чувство цвета, формы и композиции.
Воспитывать желание восхищаться явлениями
природы.

Освоение
техники
рисования по
мокрой бумаги.

2

«Соленое
море»

Освоение
техники
рисования с
солью по сырой
краске.

2

Научить новому приему оформления изображения:
присыпание солью по мокрой краске для создания
объемности изображения.
Продолжать развивать фантазию и воображение
детей.
Закрепить навыки рисования красками, умение
смешивать на палитре краску для получения
нужного оттенка.

«Красивые Продолжать учить детей разным нетрадиционным Освоение
картинки из способам рисования, познакомить с новой техникой техники
разноцветно - ниткография (рисование нитью). Развивать
рисования –
29

2

й нитки»

«Пейзаж у
озера»

цветовосприятие, умение подбирать для своей
композиции соответствующие цветовые сочетания,
развивать фантазию, творческое мышление.

ниткография.

Март
Закрепить знания детей о пейзаже как жанре
изобразительного искусства.

Продолжать
знакомится с
техникой
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой
рисования –
изображения пейзажа — монотипией, показать ее
монотипия
изобразительные особенности, закрепить понятие о
(пейзажная).
симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж
можно рисовать не только с натуры, а придумать его
самому. Развивать умения детей создавать
композицию, самостоятельно подбирать цветовую
гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

2

«Превращен Совершенствовать умение делать отпечатки ладони Рисование
ие ладошки» и дорисовывать их до определенного образа.
ладошками.
Развивать воображение и творчество.

2

«Подарок
маме»

Самостоятельная
работа детей.

2

Освоение
техники
рисования –
оттиск стеклом.

2

Освоение техник
рисования –
кляксография,
пуантилизм.

2

Заготовить
детали для
будущего
коллажа,
упражнять в
вырезании.

2

Освоение
техники коллаж.
Продолжить
осваивать
набрызг.

2

«Весенняя
фантазия»

«Весеннее
дерево»

Совершенствовать умения детей в различных
изобразительных техник. Развивать чувство
композиции и ритма.
Упражнять в рисовании методом размывания краски
на стекле и оттиска стекла на лист бумаги.
Определить какими красками пользуется «Весна»,
развивать фантазию, воображение.
Апрель
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной
техникой рисования «кляксография». Учить
совмещать две техники в одном изображении
(клаксография и пуантилизм).
Закреплять умение пользоваться знакомыми видами
техники, для создания изображения, развивать
цветовосприятие, чувство композиции, умение
делать выводы. Развивать дыхательную систему,
воображение и мышление.

«Планеты»

Закрепить умения детей в технике коллаж.
Совершенствовать умение пользоваться ножницами,
трафаретами, клеем. Развивать аккуратность,
самостоятельность.

«Космическ Учить создавать образ звездного неба, используя
ие дали»
смешение красок, набрызг. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании с
помощью данной технике и технике коллаж.
Развивать умение самостоятельно располагать
изображение на листе бумаги. Развивать чувство
30

прекрасного, желание создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать эмоциональное
отношение к образу.
«Празднична Рассказать почему верба является символом Пасхи, Рисование
я верба»
пополнить знания о празднике. Познакомить детей с пастелью.
новым материалом для рисования (пастель). Учить
рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.
Май
«Праздничн Познакомить детей с новой техникой рисования –
ый салют» восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить
знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая),
учить рисовать праздничный салют, соблюдать
правила композиции и цветовой колорит.
«Одуванчик
и - пушистое
чудо
природы»

Продолжить развивать у детей художественнотворческие способности с помощью техники «набрызг». Обучать особенностям изображения
объектов с помощью техники «набрызг», развивать
мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические
восприятие,

2

Освоение
техники
рисования –
восковые мелки
+ акварель.

3

Продолжить
осваивать
технику –
набрызг
(многослойный).

2

Самостоятельная
работа, техника
рисования по
выбору детей.

2

воспитывать бережное отношение к природе
средствами искусства.
«Вот и лето Закреплять умение детей рисовать понравившейся
пришло»
техникой. Развивать интерес к самостоятельной
художественной деятельности. Воспитывать
эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в
работе, желание доводить начатое дело до конца.
Итоговое занятие:

1

Итого:

72

Учебный план
Дети возрастной категории 6-7 (8)лет
Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь
«Воспомина Напомнить детям технику «примакивание кистью».
ние о лете». Усложнение работы путем набирание на кисть двух
контрастных красок. Учить детей с помощью
примакивания кистью создавать какое-либо
изображение.

31

Освоение
техники
«примакивание
кистью» в
усложнённом
виде

Количество
занятий
2

«Вишневый Продолжить учить детей делать «оттиск листьями»,
сад»
создавать законченный вид изображению, путем
дорисовывания отдельных элементов, кистью.
Развивать чувства композиции, цветовое
восприятие.
Пейзаж»

Освоение
техники «оттиск
листьями» в
усложнённом
виде.

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре
Техника
изобразительного искусства. Продолжать знакомить рисования –
с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипия
монотипией, показать ее изобразительные
(пейзажная).
особенности, закрепить понятие о симметрии.
Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать
не только с натуры, а придумать его самому.
Развивать умения детей создавать композицию,
самостоятельно подбирать цветовую гамму в
соответствии с придуманным сюжетом.

По замыслу Развивать у детей видение художественного образа
и замысла будущей картины. Учить создавать
изображения путем использования различных
предметов не боясь экспериментировать.

2

2

Освоение
техники
«отпечатывание
различными
предметами»,
путем
экспериментиров
ания.

2

Тычок сухой
Совершенствовать умение изображать плодовые
деревья. Учить с помощью техники «тычок жёсткой жёсткой кистью
кистью» рисовать яблоки. Формировать интерес к
творческой деятельности.
«Осенний
Учить в своей работе сочетать несколько техник. Пластилинограф
букет»
Развивать внимание, усидчивость, аккуратность. ия + набрызг +
печать листьями
«Что нам
Рисование с
Познакомить с жанром «натюрморт». Учить
осень
анализировать натуру. Использовать в своей работе натуры.
подарила» палитру, смешивать краски. Развивать чувство
Натюрморт)
композиции, цветовосприятия.
«Осень на
Продолжать знакомить с печатанием листьями.
Печать листьями
опушке
Воспитывать интерес к природе. Развивать умение
краски
смешивать краски прямо на листьях, желание
разводила» наиболее полно реализовывать свой замысел.
Ноябрь
Первый снег
Учить использовать в своей работе несколько
Рисование
техник. Показать возможности пластилина,
кистью + ватная
Воспитывать интерес к изображению природных палочка
явлений, желание создать что-то необычное.

2

Снегири на
ветке

2

Октябрь
«В садах
созрели
яблоки»

Расширять представления детей о птицах, умение
32

Тычок сухой
кистью

2

2

2

2

передать образ «снегиря» в рисунке, используя
технику «тычка».Развивать творческие способности,
мелкую моторику рук.
«Северное
сияние»

Продолжать знакомить детей с техникой
«ниткография». Развивать цветовое восприятие,
умение подбирать для своей композиции
соответствующие цветовые сочетания, развивать
фантазию, творческое мышление.

«Синичка на Учить детей самостоятельно отображать образ
ветки»
синички сидящей на ветки, используя простой
карандаш. Продолжать знакомить с техникой
«пуантилизм». Развивать чувство композиции,
цветовое восприятие.
Зимний
пейзаж

«Зимнее
дерево»

Ёлочка
нарядная

Декабрь
Знакомить с рисованием клеем ПВА и солью.
Развивать интерес к изображению зимней природы,
желание её рисовать. Учить работать аккуратно,
убирать своё рабочее место.
Научить новому приему оформления изображения:
присыпание солью по мокрой краске для создания
объемности изображения.
Продолжать развивать фантазию и воображение
детей.
Закрепить навыки рисования красками, умение
смешивать на палитре краску для получения
нужного оттенка.
Учить делать ёлочку в технике «обрывная
аппликация». Рисовать игрушки на ёлочке,
используя рисование пальчиками

Снежинка»

Познакомить детей с новой техникой рисования –
«граттаж». Упражнять в использовании таких
средств выразительности, как линия, штрих.
Продолжать развивать фантазию и воображение
детей.
Итоговое занятие

Техника
«ниткография».

2

Техника
«пуантилизм».

2

Рисование клеем
ПВА+соль

2

Техника
рисования
солью.

2

Аппликация из
обрывной
бумаги +
пальчиками
Техники
«граттаж».

2

Январь
«Узоры на Развивать ассоциативное мышление, воображение. Раздувание
окнах».
Воспитывать
желание создавать
интересные капли
оригинальные рисунки.

1

1
2

Волшебный Продолжить обучение детей самостоятельной Техника – оттиск
зимний лес передачи
сюжета
зимнего
пейзажа
с (капустный лист)
использованием техник. Развить интерес детей к и ее освоение.
изобразительному творчеству. Научить изображать
предметы оттиском капустного листа и включать в
картину елки, снеговики

2

Снеговики и Познакомить детей с оттиском тканью. Создать Оттиск тканью и

2

33

их семья

веселое настроение, вызвать позитивные чувства у ее освоение.
детей и продолжить развивать воображение.

«Закружил Закреплять техники «Рисование палочкой»,
а зимушка - «Рисование пальцем», «Рисование ладошкой».
Развивать самостоятельность, смелость, творческие
зима».
способности, мелкую моторику рук детей.

Продолжать
знакомить детей
с
нетрадиционной
техникой
«Рисование
набрызгом».

2

«Семья
Учить детей рисовать объемные изображения.
снеговиков» Создать радостное, настроение, вызвать
положительные эмоции у детей. Продолжать
развивать фантазию и образное мышление.

Рисование
объемной
краской.

2

«Необычный Познакомить детей с техникой одного мазка.
букет»
Научить рисовать цветы за один мазок, путем
набирание на кисть двух контрастных красок.
Развивать цветовое восприятие, умение подбирать
для своей композиции соответствующие цветовые
сочетания, развивать фантазию, творческое
мышление.

Техника «одного
мазка».

2

Февраль

«Снегирь»

Техника
Познакомить детей с техникой «пластилинография».
«пластилиногра
Научить создавать картины рисуя пластилином,
фия».
расширить знания детей о пластилине и его
возможностях. Развивать чувство прекрасного,
желание создавать что-то нетрадиционное.

«Пушистый Продолжать учить рисовать пастелью по
котенок»
затонированой бумаге. Учить, наиболее
выразительно, отображать в рисунке облик
животных. Развивать чувство композиции.

Рисование
постелью.

2

2

Март
«Нежные
цветы для
мамы»

Техника
Продолжить знакомить детей с техникой
акварель +
использования восковых мелков и акварели.
восковые мелки
Познакомить детей с витражом. Учить придавать
рисунку эффект витража, рисовать цветы используя
шаблоны. Соблюдать правила композиции и
цветовой колорит.

2

Ветка
мимозы

Упражнять в умение рисовать жёсткой кистью
цветы. Формировать эстетическое отношение к
окружающему миру. Учить проявлять внимание к
близким.

Тычок жёсткой
кистью +
дорисовка
концом кисти

2

Ниткография

2

Волшебные Развивать цветовое восприятие, умение подбирать
узоры
для своей композиции соответствующие цветовые
сочетания. Формировать эстетический вкус.
34

Абстракция Познакомить детей с новой техникой. Учить
(пробная
заполнять пустое пространство изображения
работа)
разными узорами. Проявлять внимательность,
воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Освоение
техники
«зетангл».

2

Рисование мелом
на тонированной
бумаге.

2

Учить рисовать образ ночного неба, используя
набрызг. Развивать познавательный интерес, умение
реализовывать свой замысел.
Пасхальный Помочь освоить новый способ изображения
подарок
поролоновой губкой. Учить дополнять рисунок
деталями. Развивать творческие способности.

Набрызг

2

Рисование
поролоновой
губкой

2

«Цветение
яблони»

Техника
рисования –
кляксография,
пуантилизм

2

Техника
«граттаж».

3

Апрель
«Ночной
город»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным
рисованием. Учить создавать яркое, насыщенное
изображение на темной бумаге. Продолжать
развивать фантазию и образное мышление.

Полёт в
космос

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной
техникой рисования «кляксография». Учить
совмещать две техники в одном изображении
(клаксография и пуантилизм).
Закреплять умение пользоваться знакомыми видами
техники, для создания изображения, развивать
цветовое восприятие, чувство композиции, умение
делать выводы. Развивать дыхательную систему,
воображение и мышление.

Май
«Праздничн Продолжать знакомит детей с техникой «граттаж».
ый салют» Учить самостоятельно наносить изображение.
Упражнять в использовании таких средств
выразительности, как линия, штрих.

«Радуга над
Техника «тычок
Совершенствование техники «тычок жесткой, сухой
поляной»
жесткой, сухой
кистью». Развивать воображение, образное
кистью».
мышление, цветовое восприятие, творческие
способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость,
эмоциональный отклик к творческой деятельности.

2

«Вот и лето Закреплять умение детей рисовать понравившейся
пришло»
техникой. Развивать интерес к самостоятельной
художественной деятельности. Воспитывать
эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в
работе, желание доводить начатое дело до конца.

2

Самостоятельная
работа, техника
рисования по
выбору детей.

Итоговое занятие:

1

Итого:

72

35

3.4. Особенности организации традиционных событий, праздников,
мероприятий
Традиционными общими праздниками являются такие праздники как:

«Праздник - путешествие по радуге»,

«Я - юный художник».
Планируются совместные мероприятия с родителями:

опрос на тему «Искусство в вашей семье»,

совместный мастер-класс «Лучший художник»,

праздник «Рисуем всей семьей»,

«Вечер вопросов и ответов».
3.5.
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды
Организация
предметно-пространственной
среды
является
непременным компонентом элементом для осуществления педагогического
процесса, носящего развивающий характер. Предметно-пространственная
среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить
социально-культурное
становление
дошкольника,
удовлетворить
потребности его актуального и ближайшего развития.
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как
система материальных объектов и средств деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание развития его духовного и
физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с
ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий,
в которых осуществляется образовательная деятельность.
Среда рассматривается:
- с точки зрения психологии, как условие, процесс и результат
саморазвития личности;
- с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности
ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения
социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств;
способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру
личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1.
Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2.
Охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию
недостатков их развития.
3.
Возможность общения и совместной деятельности детей.

36










Модель построения жизненного пространства в группе
Организационные условия
Обеспечение контакта между взрослыми и детьми в зависимости от
дистанции общения
Учет комфортной дистанции взаимодействия:
взрослый – ребенок;
ребенок – взрослый.
Создание общего психологического пространства общения с каждым
ребенком и группой в целом.
Обеспечение возникновения и развития познавательных интересов у
ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Определение места в группе для оформления собственных достижений и
т.д.
Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия.
Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивающая его
функциональную активность.
Учет половой дифференциации.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».