Застенчивость и робость: как помочь ребенку

05.05.2021

Дома ребенок шустрый и разговорчивый, но стоит ему попасть в незнакомое место, так сразу прячется и замыкается в себе? Это застенчивость. Или на каждый вопрос, даже зная ответ, говорит с большой задержкой и очень тихо? Это тоже она. 


Сегодня мы разберем причины детской застенчивости и как помочь ребенку с ней справится.


Как правило, робкие дети требует к себе меньше внимания. Они тихие и послушные, удобные как родителям, так и воспитателям.  Многие родители не прочь иметь себе такого ребенка, ведь на них не жалуются, они спокойные, ведут себя воспитанно. И в принципе, небольшая робость не помешает ребенку. 


Но если стеснение выражается более явно и препятствует нахождению друзей, непринужденному общению или четкому ответу на вопрос педагога, то в этом случае родителю нужно обратить свое внимание на ребенка и помочь ему.


Но для начала, какие причины детской застенчивости? Как ребенок учится быть таким?

  • Наследственный фактор зарождения застенчивости – спорная причина, и все же ее нельзя сбрасывать со счетов.
  • Заимствованное поведение, когда застенчивые родители учат своих детей реагировать именно робостью. Не специально, конечно.
  •  Недостаток общения в какой-то период: дети, которые были изолированы от других детей, могут не иметь необходимых социальных навыков.
  • Частые неудачи и их страх тоже может быть причиной замкнутости. Если ребенка заставляли делать то, что находится за пределами его возможностей, то страх неудачи будет преследовать его еще долго, а с ним и застенчивость.
  • Критика от родителей, других детей и педагогов повлекут за собой желание спрятаться и больше не пытаться. Это тоже может быть причиной стеснения.


Если говорить простым языком, застенчивость появляется от неуверенности в себе или из-за отсутствия социальных навыков. И важно помнить, что такое поведение – это не вина ребенка. Он не может по щелчку пальцев перестать таким быть. Поэтому первое, что вы можете сделать для ребенка: не винить его за свою скованность.


Еще несколько советов, что можно сделать, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость:

  • Откажитесь от навешивания ярлыков. Называя ребенка застенчивым, робким, стеснительным (особенно если прилюдно), он теряет уверенность в себе. Вместо этого подчеркивайте сильные сто­роны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его поло­жительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверен­ность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотри­тельность, обдуманность.
  • Разговаривайте с ребенком. Расскажите ему заранее, кто придет, и что вы будете делать. А также объясните, что опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнай­ку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
  • Очень часто об этом пишут все, кому не лень, но это действительно важно. Не сравнивайте его с другими детьми (сравнение должно быть только с самим собой), не критикуйте ребенка. Напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность.
  • Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испы­тывать беспричинную тревогу - особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Суще­ствуют несколько способов, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя. Научите его:
  1. Способ первый, объятия: Делаем полный выдох носом. Далее полный вдох носом и разводим руки в стороны. Задерживаем дыхание на 3 секунды. Растягивая губы в улыбке, произносим звук «сссссс», выдыхая воздух. В это же время руки направляем вперед, а затем скрещиваем перед грудью, обнимая себя. Можно еще покачать себя, продолжая обнимать за плечи.
  2. Способ второй, поцелуй: Два коротких сильных вдоха через нос. Посылаем воздушный поцелуй и продолжительный выдох через рот.
  3. Способ третий, часы: Встать, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены. Делаем резкий вдох. Наши часы заработали: произносим на медленном выдохе: «тик-так, тик-так», переминаясь с ноги на ногу. Руки расслаблены, болтаются вправо-влево.

Вашей задачей должно быть повышение уверенности в себе у ребенка и помощь в налаживании контактов с другими детьми. Хочу такой сайт


Помните, общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении к другим ребятам, не заставляйте ребенка быть общительным тогда, когда он просто не может таким быть.


И последнее, создавайте ситуации, в которых ребенок чувствует свою значимость.  Помощь в чем-то, что он определенно сумеет сделать сам. Хвалите его за каждый маленький успех.


И придет время, когда и ваш ребенок сможет сказать: «Понимаю тебя, я тоже стеснялся, когда был маленьким».


С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна 


Консультации для родителей по предварительной записи у воспитателя или в понедельник и пятницу с 16:40 до 17:40.


Ниже вы можете скачать этот текст.

Просмотров всего: , сегодня:

Застенчивость и робость, как помочь ребенку.docx (скачать)

Дата создания: 05.05.2021

Дата обновления: 05.05.2021

Дата публикации: 05.05.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».