Как научить ребенка преодолевать трудности

18.11.2020

«Игорь, ты чего плачешь? – 

Я родителям говорил, что на дополнительные занятия 

ходить не хочу, они меня забрали. 

А сейчас говорю, что в школу ходить не хочу, 

а они все водят и водят меня сюда…»


Часто можно увидеть ситуацию, когда ребенок месяц на занятия ходит с удовольствием, а после отказывается от них. Родители, думая «ну раз не хочет, зачем заставлять», идут у него на поводу. А в отказе ходить на дополнительные занятия кроются две причины «могу, но не хочу» или «не могу, но хочу». 


Сегодня обсудим именно эту тему, зачем ребенку доводить дела до конца и как научить его преодолевать трудности.


Волевое желание не берется из неоткуда, его нужно прививать. Воля дошкольника характеризуется неустойчивостью и импульсивностью, слабым самоконтролем и непродуманностью. И чтобы ребенок вырос с точным пониманием того, что для результата нужно приложить усилия, что трудности нужно преодолевать, что лень – это выбор человека, то родителям стоит начать формировать у ребенка нужные установки уже сейчас.


Чтобы это сделать, есть определенный алгоритм. 


Для начала представим ситуацию, предшествующую цитате в самом начале этой статьи. Ребенок 6 лет приходит домой после дополнительных занятий (будь то центр развития или спортивная секция), и говорит: «Я туда больше не пойду». Причиной является один ответ: «Не хочу». Что скрывается под этим?


Первое, что нужно сделать для того, что научить ребенка преодолевать трудности, это определить истинную причину его нежелания идти на дополнительные занятия. Какие могут быть варианты:

  • нет взаимопонимания с педагогом или с детьми;
  • нет нужных навыков;
  • у кого-то получается лучше, поэтому каждый раз ребенок испытывает отрицательные эмоции на занятии;
  • ему действительно неинтересно.

Когда причина выявлена (поможет наблюдение за ребенком, совместное выполнение задания и доверительная беседа), следующим шагов будет выбрать правильную реакцию, а именно помочь справиться с задачей, которую ребенок не может выполнить (исправить, изменить) сам. Как помочь? Поддержать.


Думая, что ребенку любые занятия будут даваться легко, родители сами прививают ему установку «если не получается, брось». Она приведет к развитию? Нет. Фразы «Ты должен» также не замотивируют ребенка справиться с трудностями. В желании иметь самостоятельного ребенка, проскальзывают фразы «Решай сам», что не будет являться адекватной поддержкой.


Каждому человеку нужна своя поддержка, какая нужна вашему ребенку? Хочу такой сайт

  • вместе провести время за выполнением задания, которое дается сложнее всего;
  • слова понимания и сочувствия;
  • телесный контакт: объятия.

Это лишь малая часть примеров поддержки, которая нужна детям. 


Определив и выполнив ее, перейдем к следующим пунктам. Покажите собственным примером, что трудности важны и нужны.

  1. Расскажите ребенку о том, как вам было сложно в детстве, и как вы справились с этим. 
  2. Чего вам тогда не хватало, о чем жалеете, чего достигли, благодаря трудностям. Что и сейчас вы тоже испытываете сложности, и вы им благодарны, т.к. учитесь чему-то новому и это интересно.
  3. Объясните, что рядом с результатом всегда должен быть труд. 
  4. Приводите примеры своей семьи и себя, когда что-то получилось только усердием и трудом. 
  5. Рассказывайте сказки о преодолении трудностей, притчи, пословицы и поговорки.

Все эти действия приведут ребенка к развитию воли, самостоятельности, мотивации, желания достигать целей, преодолевать трудности и идти вперед без лени и жалости к себе.


Как же найти баланс между «идем напролом, сквозь лень» и «заставлять идти туда, где ему неинтересно»? На самом деле, это просто. Договоритесь с ребенком о промежуточном результате. Это может быть временной промежуток или определенное действие, после которого нужно будет спросить ребенка еще раз: «Ты хочешь продолжать ходить на занятия?». Сделайте акцент на той причине, которую вы вместе выяснили в самом начале: «Смотри, у тебя появились друзья, у тебя получается лучше, чем тогда. Я горжусь тобой. Ты справился с первыми трудностями».


Вместе с чувством завершенности у ребенка (определив промежуточный результат и достигнув его), ребенок и сам для себя поймет, действительно ему интересно этим заниматься или он хочет попробовать что-нибудь другое.


Стоит заметить, что все-таки есть причины, когда не стоит доводить дело до конца, и забрать ребенка с занятий. Например, неграмотный педагог или плохое отношение к ребенку.


В остальных же случаях, ваша помощь для осознания ребенком того, что преодоление трудностей это важно и нужно, будет полезна как и в данный момент, так и в дальнейшем. Желаю вам в этом успехов!


С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна 


Консультации для родителей по предварительной записи у воспитателя или в понедельник и пятницу с 16:40 до 17:40.


Ниже вы можете скачать этот текст.

Просмотров всего: , сегодня:

Как научить ребенка преодолевать трудности.docx (скачать)

Дата создания: 18.11.2020

Дата обновления: 15.01.2021

Дата публикации: 18.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».